0
5056
Газета Телевидение Печатная версия

21.03.2021 17:14:00

Костюмированный фарс вместо жуткой драмы. Сериал "Чикатило" не стал художественным событием

Тэги: okko, кинотеатр, онлайн, сериал, чикатило, дмитрий нагиев, кинокритика


okko, кинотеатр, онлайн, сериал, чикатило, дмитрий нагиев, кинокритика Зрители видят скорее харизматичного Дмитрия Нагиева, чем маньяка Чикатило. Кадр из фильма

Российский онлайн-кинотеатр Оkkо представил премьеру собственного оригинального многосерийного проекта «Чикатило» – основанного на реальных событиях восьмисерийного детективного триллера про советского маньяка. Исполнителя главной роли, несмотря на старания создать интригу, рассекретили еще до показа первого эпизода, а уж во время просмотра серии сомнений не остается – его играет Дмитрий Нагиев. Противостоят ему на экране главным образом опытный московский следователь (Константин Лавроненко) и молодой столичный психолог-криминалист (Дмитрий Власкин). Режиссер проекта – Сарик Андреасян, кинематографист, как говорится, с репутацией.

В последние несколько лет Андреасян, создатель ставших притчей во языцех пошлых комедий, всеми силами зарабатывает славу серьезного и разнопланового постановщика.

В фильмографии сегодня можно увидеть и криминальный экшен («Ограбление по-американски»), и супергеройское кино («Защитники»), и сразу несколько драм («Землетрясение», «Непрощенный»), и новый формат – сериал, опробованный во время локдауна и, кажется, всерьез увлекший режиссера. После комедийного «Нагиева на каратине» и последовавшего за ним столь же юмористического «Нагиева на каникулах» Андреасян, прихватив с собой все того же Дмитрия Нагиева, обращается к куда более мрачной и серьезной теме – истории Андрея Чикатило, действовавшего в 80-е серийного убийцы, чье имя стало нарицательным.

О том, кто будет играть маньяка в сериале, официально не заявляли до дня премьеры. Эту же информацию пытаются скрыть на протяжении всей первой серии. Зритель видит главного антигероя со спины – он одет в «фирменные» плащ и шляпу, из-под которой торчат седые волосы, не расстается с портфелем.

Основное действие начинается за год до поимки преступника – эта сцена, к слову, здесь представлена в виде своего рода пролога: в Ростове-на-Дону, куда из Москвы для расследования получившего всесоюзную огласку дела прибывают московские специалисты. Следователю Кесаеву (Лавроненко) начальник-генерал подсовывает в помощники начинающего, как бы его назвали в американском сериале, профайлера Витвицкого – он верит в силу новомодного поведенческого анализа личности психопата, чем раздражает всех приверженцев старой школы милиции, и столичного Кесаева и местных правоохранителей. Пока толпа милиционеров меряется сыскными навыками и делит шкуру неубитого медведя, «медведь» этот – маньяк Чикатило – продолжает расхаживать по городу и убивать женщин и детей.

Узнать сыгравшего его актера, даже со спины, до момента, в котором он драматично поворачивается к камере, не трудно – по голосу. Нагиевские интонации, не первый год звучащие с экранов кинотеатров и телевизоров, не спутаешь с чужими, каким бы гримом и париками ни прикрывали лицо артиста. А в этом смысле Сарик и его команда постарались, придали, что называется, портретное сходство с прототипом – у экранного Чикатило есть и очки в толстой оправе, и зловещая скошенная улыбочка.

Впрочем, весь этот «наряд», несмотря на то что в точности повторяет чикатиловский, на Нагиеве смотрится каким-то маскарадным костюмом. Так же как игра – неорганичной природе актера.

Дмитрий Нагиев, безусловно, обладающий и недюжинным талантом, и – куда большим – магнетизмом личности, не относится при этом к тому типу «пластилиновых» артистов, из которых любой режиссер может слепить любой образ. Эта самая харизма – и дар, и проклятие – требует особо подхода, определенных ролей. Дело не в том, что Нагиев не способен избавиться от комедийного амплуа, а в том, что избавить его от этого – для сериала «Чикатило» однозначно негативного – шлейфа не способен Сарик Андреасян. Получается костюмированный фарс, будто бы сам Чикатило пытается скрыть собственную личность, ряженый во все самое нелепое, накладное, бутафорское.

Впрочем, не он один. Обладатель актерского приза Каннского фестиваля Константин Лавроненко оказывается в похожем положении, вынужденный участвовать в бесконечных статичных диалоговых сценах и отыгрывать одну эмоцию усталого возмущения всем и вся. Сарик Андреасян в новом проекте верен себе, используя все авторские стилевые приемы, главные из которых – бросающаяся в глаза вторичность якобы оригинального материала и наивная прямолинейность сюжета. Самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи зрителю не придется, как гадать над тем, где он это уже видел – да везде, в любом фильме, сериале, доке про маньяков.

Уже понятно, что сериал будет следовать реальной истории, несмотря на то что все имена, кроме главного, изменены. Так что найдется место и порицанию милицейского бессилия, ставшего одной из основных причин столь долгого пребывания убийцы на свободе, и живописанию злоключений всех многочисленных невинно обвиненных в преступлениях маньяка, и становлению молодого талантливого следователя, и демонстрации злодеяний самого Чикатило. Последнее – сомнительная тема для любого рода художественного произведения. Жертв не называют, дабы не оскорбить чувств еще живых, а злодея не только выносят в заголовок, но доверяют играть одному из самых медийных артистов. Что-то с этой этикой явно не так. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Фэнтези, мистика – и опять девяностые

Вера Цветкова

Удержится ли комедийный уровень "Жуков" в 4-м сезоне и достигнет ли мистический приквел "13 Клинической" успеха оригинала

0
2716
Ближайшие премьеры: сериал о перезапуске глянца и реалити про рабочих

Ближайшие премьеры: сериал о перезапуске глянца и реалити про рабочих

Вера Цветкова

Про бездельников и работяг

0
8807
Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
13255
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
12325

Другие новости