Момент, когда герои сериала узнают об авиакатастрофе и видят, что осталось от самолета, на который они опоздали. Кадр из сериала
В понедельник, 25 января на телеканале ТНТ и видеоплатформе Premier состоится первая киносериальная премьера года. Психологический триллер «Полет» снял (и написал сценарий) Петр Тодоровский-младший. Премьера эта особо ожидаема, потому что в «Полете» свою последнюю роль перед тем, как отправиться в колонию, сыграл актер Михаил Ефремов.
На самом деле логичнее было бы назвать эту картину «Неполет», поскольку собравшиеся в коллективную командировку герои (аж шестеро представителей юридического отдела строительной компании, которых сыграли Михаил Ефремов, Оксана Акиньшина, Никита Ефремов, Евгения Добровольская, Юлия Хлынина, Павел Табаков) приезжают не в тот аэропорт и соответственно не попадают на свой рейс. Однако все же собираются лететь в Пермь уже отсюда, заново купив билеты. И в этот момент видят на плазме в зале ожидания срочные новости: авиакатастрофа, самолет, на который они опоздали, разбился при взлете, выживших нет… Немая сцена. Все оцепенело глядят на экран, и только герой Михаила Ефремова через паузу принимается хохотать.
Кстати, на международных кинорынках и фестивалях, на которых с момента создания в 2019 году побывал сериал, производящая компания 1–2–3 Production представляла его под гораздо более подходящим названием Six Empty Seats («Шесть пустых мест»). Стоит заметить, что продюсеры «Полета» – едва ли не самые успешные в своем деле на сегодняшний день Валерий Федорович и Евгений Никишов («Эпидемия», «Перевал Дятлова», «Обычная женщина»).
Пересказанный эпизод в аэропорту, он же завязка, – самый внятный в первой серии, которая начинается отчаянным бегом человека с окровавленным лицом в форме ДПС; далее вкраплениями будет даваться и нарезка других непонятных событий (которые в расширенном виде будут повторяться и разъясняться в последующих сериях). Больше всего времени в первой серии отдано под историю героини Оксаны Акиньшиной, для которой авиакатастрофа стала катализатором в том смысле, что ей надоело быть образцовой женой (в роли ее мужа снялся Алексей Макаров) и матерью, и она пустилась во все тяжкие: явилась в офис в мини-юбке, на 15-сантиметровых шпильках, при яркой помаде и при задаче соблазнить начальника (Никита Ефремов); эпизод с интимом стремителен и малоэстетичен (герой просто спускает брюки, героиня просто упирается физиономией в кухонную стойку) и укладывается в минуту времени. Судя по тому, что и в третьей серии будет показан короткий малоприятный секс (героя Павла Табакова с героиней Юлии Хлыниной), осуществляемый на лестнице и при проходящей мимо соседке с мусорным ведром, – это уже режиссерская концепция.
А еще в первой серии появляется диктофон – психологиня вручает его героине Акиньшиной с тем, чтобы та наговаривала на него все, что ее тревожит. Она и наговаривает. Каким-то образом так получится, что ближе к финалу герои будут передавать его один другому и тоже наговаривать свое.
Во второй серии окончательно становится ясно, что в каждой последующей будет рассказываться история одного из героев. И со второй – они начинаются документальными кадрами авиакатастроф разных летательных аппаратов: пассажирского судна, военного, «сесны», истребителя… Зачем в качестве зачина понадобилась эта пугающая хроника-перечисление? Тем более что постановочный материал и реальные кадры плохо срастаются вместе.
… Итак, история о том, как один неслучившийся полет кардинально изменил жизни нескольких человек. Они все, конечно, попытались после случившегося/неслучившегося переосмыслить свою жизнь и понять, кто они и чего хотят на самом деле, но как-то криво, просто выпустив своих внутренних демонов (режиссер Тодоровский: «Полет» – это история о демонах, которые живут внутри нас и определяют нашу жизнь, а когда мы пытаемся с ними бороться, становится только хуже. Еще мне кажется, что это история о нашем времени»). Ни один из них не задался вопросом – зачем ему был дан этот урок и для чего его оставили на свете – кроме несчастного и отвратительного Жабенко (Михаил Ефремов), чья история и рассказывается во второй серии. «Почему они погибли, а во мне ничего больше не живет, кроме водки и триппера? Бог меня любит больше!» – орет он на чьем-то дне рожденья в офисе. Циник и бузотер, картежник и должник, дебошир и алкоголик, он говорит гадости окружающим (и даже дает в глаз героине Евгении Добровольской). Но именно он идет на похороны к одному из погибших в авиакатастрофе и сильно выручает его семью, юридически помогая им сохранить жилье. В серии, посвященной Ильюше (Павел Табаков, до того милый интеллигент, после – убийца и настоящий персонаж Достоевского), Жабенко вытащит его из отделения полиции и с изменением меры пресечения. А позднее вытащит оттуда и своего патрона (Никита Ефремов). Который на поверку оказался сплошным сгустком детских травм и который по совету матери (Виктория Толстоганова) сел в самолет до Перми – ну, чтобы изжить страх – и перед самым взлетом принялся ломиться вон...
В паре с Михаилом Ефремовым играет Светлана Камынина, по сюжету ее героиня – судья, бывшая жена и нынешняя любовница Жабенко. Сильная сцена под дождем, когда она приказывает: «Повторяй: «Я убил нашего сына, я тварь, ничтожество, сел нажратым за руль, и наш 10-летний сын погиб». И Ефремов-Жабенко повторяет, а зритель холодеет от параллели с реально случившейся этим летом трагедией… Нельзя не заметить, что второстепенных персонажей в «Пилоте» играют сплошь глыбы в профессии, кроме уже названных Камыниной, Толстогановой, Добровольской, Макарова это Александр Робак в роли гендиректора строительной компаниии и Тимофей Трибунцев в роли гениального писателя и дрянного человека. И все равно Михаил Олегович с его органикой, как у кошки, ухитряется переигрывать все и всех...
Героев – 6, серий – 8. Видимо, оставшиеся две понадобятся для того, чтобы собрать все эти мелькавшие нарезки (наголо бритый Илюша за швейной машинкой рядом с себе подобными, нечто вроде промзоны – огонь в бочке и герои вокруг нее, героиня Добровольской над пачками евро, герой Никиты Ефремова с обнаженным торсом, замотанным в кровавые бинты и т.д.) и окончательно сложить пазл.
Это первый сериал и второе «кино» Тодоровского-младшего – три года назад вышла его романтическая комедия «Лавстори», «Полет» же обозначен как психологический триллер. По сравнению с недавними сильными работами в этом жанре – «Псих», «Колл-центр», «Игра на выживание» – здесь видны инструментарий, белые нитки, моментами ощущается и некая тяжеловесность, что ли, производства. И все же соглашусь с написанным в сетях: «С нетерпением ждем новую роль Миxaилa Ефремова! Из-за него одного «Полету» заранее плюс!»
комментарии(0)