Уже полгода как в эфире Общественного телевидения России (ОТР) появились ежедневные пятичасовые врезки региональных телеканалов. Осуществление трансляции из 85 регионов страны на частоте ОТР – крайне сложный технически проект. О том, как он возник, что собой представляет и как координируется, корреспондент Эдуард ЧУМАКОВ спросил у первого заместителя генерального директора ОТР Игоря НАЙГОВЗИНА.
– Игорь, какие именно эфирные окна выделяются на ОТР для региональных врезок?
– Утренний тайм-слот: с шести утра до девяти и вечерний: с пяти до семи вечера. Для регионов максимально удобно. Перед выходом на работу зрители могут в цифровом формате увидеть то, что привыкли смотреть в аналоге. С точки зрения телевидения это очень хороший тайм-слот.
Проблема в том, что нам параллельно пришлось создать не только систему врезок, но еще и систему поясного вещания. Сейчас мы вещаем на 5 «Орбит». До этого была одна федеральная версия. И когда возник вопрос о врезках, мы заявили, что в рамках одной «Орбиты» проект осуществить невозможно. Соответственно мы запустили еще дополнительно четыре «Орбиты» и сформировали вещание на этих четырех «Орбитах», потому как они не идентичны основной. Как следствие, у каждой «Орбиты» свое программирование, свои программные сетки.
– А как вообще появился этот проект?
– Проект рождался непросто и имел достаточно длительную предысторию. Телевидение России в 2019 году закончило переход из аналога в цифру. В региональных сетях кабельного телевидения 21-я позиция отводилась для обязательных общедоступных каналов. Поскольку третий мультиплекс, а с ним и перспектива цифрового эфирного вещания – вопрос, до конца не решенный, то местным вещателям предоставили возможность разместить до пяти часов своего контента в эфире ОТР. И нам как базовому каналу поручили обеспечить техническую и юридическую возможность такой врезки во всех субъектах РФ.
– В чем заключались основные технические и технологические сложности?
– В том, что Российская Федерация – огромное государство. Жизнь регионов неоднотипна, в каждом – свои проблемы. Необходимо было установить оборудование у вещателя и состыковать с его реальными техническими возможностями. А местные каналы сильно разнятся по техническому оснащению и творческому наполнению. Прокладка и запуск оптоволоконных линий, тестирование и установка оборудования… Добавьте разные часовые пояса, разные графики работы.
Сложно было запуститься, но не менее сложно эту систему поддерживать. Где-то, естественно, по разного рода причинам случаются технические сбои. Поддержание столь сложной системы подразумевает обслуживание – замену агрегатов, узлов, частей…
– ОТР ведь изначально был настроен на расширенный показ региональных материалов ?
– Да, но у нас нет филиалов, более того, за все предшествовавшие годы ОТР не имело ни одного корреспондентского пункта. Наш бюджет не позволяет содержать в регионах корреспондентские бюро или пункты; мы работали со стрингерами. Сейчас появляется возможность, базируясь на региональных партнерах, улучшить и эфир ОТР.
– Как-то мониторите региональный эфир?
– В рамках проекта предусмотрен Центр управления сетями, который расположен здесь, в Останкине. Дежурная смена центра в реальном времени контролирует процесс переключения и контент каждого из наших региональных партнеров, имеет с ними прямую связь. Предусмотрены возможности аварийного и ручного управления всеми удаленными устройствами в сети вещания, ведется полицейская запись всех версий. Задачи мониторинга решает специально созданное подразделение, отсматривающее материалы на соответствие лицензии и отсутствие в них рекламы. Очень внимательно следит за соблюдением закона и Роскомнадзор.
При этом мы не имеем ни возможности, ни желания вмешиваться в редакционную политику регионов. Наша задача – обеспечить техническую возможность врезки при соответствии законодательству Российской Федерации, потому что все эти каналы, фактически находясь в нашем эфире, работают под нашей лицензией.
– Поскольку ОТР – держатель лицензии, ответственность за содержание эфира лежит на нем?
– С каждой компанией заключен договор о соответствии контента лицензии «Общественного телевидения России». В контентном наполнении отсутствует коммерческая реклама. Если компания не имеет возможности формировать для нас отдельную версию, то она должна на время врезки убрать рекламные вставки и блоки из своего основного вещания, осуществляемого в кабельных сетях.
– А чем грозит местному вещателю нарушение эфирных правил?
– В договор, естественно, внесены пункты о регрессе в случае нарушений. Претензия направляется региональному вещателю и становится причиной внутреннего расследования. Но мы стараемся найти точки соприкосновения, чтобы таких ситуаций возникало как можно меньше.
Система резервирования в случае сбоя или неготовности регионального вещателя к выходу в эфир (допустим, из-за технических накладок) автоматически переводит на вещание федеральной версии.
Пока такого не было.
– Как оцениваете перспективы проекта?
– Это сложный вопрос. Он связан с теми фактическими результатами, которые получат региональные вещатели от участия в проекте, и с возможностями по развитию созданной инфраструктуры, которые связаны со стабильным финансированием. Со своей стороны мы постарались неформально подойти к решению задачи и учесть в архитектуре эфира множество дополнительных функций. Например, организацию перекрестных прямых эфиров между регионами, удаленное производство, формирование свободного национального медиаархива и многое другое. Надеемся, что на созданной базе сможем реализовать новые интересные отрасли медиапроекты.
комментарии(0)