0
4134
Газета Телевидение Интернет-версия

11.06.2020 18:18:00

Подписка за рубль, или Может ли контент быть бесплатным

Виктор Чеканов: "Мы сейчас наблюдаем кратковременный скачок потребления"

Тэги: телесериалы, видеоплатформы, телевидение, виктор чеканов, интервью


телесериалы, видеоплатформы, телевидение, виктор чеканов, интервью Виктор Чеканов не считает видеоплатформы конкурентами традиционному телевидению. Фото РИА Новости

Все больше телевизионных сериалов изначально выходит на видеоплатформах и лишь потом появляется в телеэфире. О конкуренции с линейным телевидением, всплеске аудитории в пандемию и пиратстве корреспондент Эдуард ЧУМАКОВ поговорил с гендиректором крупнейшего в мире русскоязычного видеосервиса Megogo Виктором ЧЕКАНОВЫМ.

Виктор, многие сейчас говорят об уникальных условиях для видеоплатформ, сложившихся в условиях кризиса. Это так?

– Вопрос, который я часто слышу от журналистов: «У вас там сейчас все так круто, вы деньги лопатой гребете». Мы в России зарабатываем в рублях, а с партнерами продолжаем рассчитываться в иностранной валюте. Счета от наших правообладателей (среди которых европейские студии, крайне редко готовые дать отсрочку) продолжают приходить.

Второй момент – пиратский контент. Недавно был проведен опрос на тему домашних развлечений во время карантина – просмотр видео онлайн стоит на первом месте, вот только непонятно, на каких именно сервисах пользователи это видео смотрят. Если предположить, что у нас прирост 30%, вероятно, примерно такой же прирост у пиратов. Такой образом, объем теневого контентного рынка тоже заметно вырастает.

Третий момент – ценовая политика. Все видели сообщения про подписки за 1 рубль, у некоторых игроков смотрение вообще без оплаты. Но одна история, когда ты даешь подписку за рубль на карантинный период, и совсем другая, когда ты даешь эту подписку на полгода и размываешь ценность любых легальных сервисов. Контент все равно стоит денег, и деньги за контент нужно собирать, чтобы платить правообладателям, которые, в свою очередь, производят новый контент.

Четвертый момент– рекламодатели. Megоgo и другие игроки построены так, что огромный каталог контента доступен не на платной модели, а на рекламной. Но рекламный рынок просел везде. В США уже озвучили падение рекламы по итогам года в районе 40%. Мы ожидаем падение чуть меньше – 15–20%.

Пятый момент – нагрузка на сеть. В некоторых регионах нужно чуть больше платить за транзитной трафик или ставить дополнительные сервера – а это расходы. И последний момент – огромная доля аудитории продолжает считать, что весь контент должен быть бесплатным, а видеосервисы дерут деньги непонятно за что. Поэтому мы наблюдаем кратковременный скачок потребления контента.

Демпинговый вброс, наверное, привлек людей малообеспеченных. Как вы думаете: останется эта часть аудитории с платформами или она уйдет?

– То, что сейчас произошло на российском рынке, можно назвать ценовой инвестицией в пользователей. Это один из самых действенных на рынке инструментов по привлечению и удержанию. Разница в том, что у всех игроков подход к этому серьезно отличается. Есть компании, которые вообще проигнорировали текущую ситуацию и оставили цены на контент неизменными. Рациональный подход к ценообразованию крайне важен. Раздавать все бесплатно не нужно, иначе ты не заработаешь и обанкротишься сам. Те, кто снимает для тебя кино, тоже не смогут существовать без дохода. Дешевый, бесплатный пробный показ в карантинный период – хорошее решение, но у него должно быть ограничение по времени.

Подписка у конкурентов стоит примерно столько же, наша отличается не только гораздо большим объемом контента, но и большей его вариативностью. Мы работаем не только с кино, у нас также 270 телеканалов, тысячи аудиокниг для мобильных пользователей, караоке и визуальные игры для SmartTv-пользователей, и все завернуто в единую подписку.

Как это все может в перспективе повлиять на конкуренцию видеоплатформ и традиционного линейного телевидения?

– Мы себя конкурентами традиционному телевидению не считаем, мы скорее его помощники в период трансформации от передачи сигнала по антенне в OTT-среду с возможностью включения дополнительных возможностей, например перемотки эфира.

Смотрите, Россия отказывается от передачи сигнала по эфиру и переводит его в цифру. Пользователь покупает специальную антенну и ставит приставку. Потом у пользователя телевизор морально устаревает и ломается, он приходит за новым телевизором, ему советуют Smart TV: подключаешь вай-фай, не надо проводов, антенн, просто запускаешь приложение. И здесь для пользователя ничего не меняется, он получает телевизор с большим экраном и новыми функциями, а помимо телеканалов еще и фильмы. Теперь рассмотрим этот вопрос с позиции рынка.

Я, условно говоря, такой-то телеканал. Меня интересует заработок рекламой в эфире – я привык на ней зарабатывать. Для того чтобы у меня было много рекламодателей, мне нужно, чтобы меня считал Медиаскоп и показывал мои рейтинги, доли и т.д. Медиаскоп считает так, что мой сигнал должен передаваться определенным техническим способом. И тут появляется какой-то сервис, который показывает меня по договору, по новой технологии. Вопрос: правильно ли меня считает Медиаскоп и считает ли он меня так, как надо? Может быть, мне тогда притормозить технический прогресс и не работать с Megogo?

Сейчас я говорю про условный телеканал и описываю ситуацию 3–5-летней давности. И в этот момент он, телеканал, видит в Megogo конкурента, но не является для него ни конкурентом, ни помехой. Сколько нужно, чтобы этот посредник, который считает твои рейтинги, доли, охваты и т.д. для рекламодателей, научился тебя считать в новой среде? Эта мелочь затормозила переход телеканалов в новую среду. А пиратство в телеканалах присутствует в гораздо меньшей степени. Они имеют достаточно ресурсов, для того чтобы с ним бороться.

Я считаю, что у OТT-сервисов достаточно возможностей для доставки линейного контента. Первое: это удобно. Второе: с развитием и мобильных сетей, и вообще сетей связи это будет работать лучше, красивее, быстрее. Третье: это дает и пользователю и телеканалу дополнительные возможности в общении друг с другом – можно получать обратную связь, лайки/дизлайки, вставлять интерактивную рекламу. Со временем станет возможным таргетировать рекламу конкретно для разных пользователей, чтобы дети при просмотре мультиков не видели не предназначенную для них рекламу, например.

Как вы сейчас решаете проблему производства?

– Как и 99% производителей, мы производство приостановили. У нас съемочная группа даже в начале карантина застряла на Шри-Ланке. Но все обошлось.

Мы активные стадии производства приостановили, но постпродакшн того, что уже было отснято, останавливать смысла нет – он в работе. И торопить сейчас производство тоже смысла нет. С одной стороны, мы производим не только для себя, мы производим для кинопроката. Как только киносети откроются, там будет сразу достаточное количество фильмов, которые откладывались для показа в кинопрокате, а в радиусе года или полутора будет дефицит релизов, потому что весь мир остановил производство контента, и что покажут через полтора года – это большой вопрос. Вероятно, будет очередная волна спроса на сериалы. Итак, будет сначала всплеск по контенту, потом провал, потом восстановление.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2349
Когда страхи мешают жить

Когда страхи мешают жить

Вера Цветкова

В документальном сериале "Со всеми бывает" успешные молодые люди разбираются в природе своих ментальных расстройств

0
4870
Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Александр Рар: "Шольц попал под влияние "Зеленых"

Фемида Селимова

Немецкие элиты готовы переложить на свои плечи бремя военной поддержки Украины

0
2742
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
5330

Другие новости