Виктор Чеканов не считает видеоплатформы конкурентами традиционному телевидению. Фото РИА Новости
Все больше телевизионных сериалов изначально выходит на видеоплатформах и лишь потом появляется в телеэфире. О конкуренции с линейным телевидением, всплеске аудитории в пандемию и пиратстве корреспондент Эдуард ЧУМАКОВ поговорил с гендиректором крупнейшего в мире русскоязычного видеосервиса Megogo Виктором ЧЕКАНОВЫМ.
– Виктор, многие сейчас говорят об уникальных условиях для видеоплатформ, сложившихся в условиях кризиса. Это так?
– Вопрос, который я часто слышу от журналистов: «У вас там сейчас все так круто, вы деньги лопатой гребете». Мы в России зарабатываем в рублях, а с партнерами продолжаем рассчитываться в иностранной валюте. Счета от наших правообладателей (среди которых европейские студии, крайне редко готовые дать отсрочку) продолжают приходить.
Второй момент – пиратский контент. Недавно был проведен опрос на тему домашних развлечений во время карантина – просмотр видео онлайн стоит на первом месте, вот только непонятно, на каких именно сервисах пользователи это видео смотрят. Если предположить, что у нас прирост 30%, вероятно, примерно такой же прирост у пиратов. Такой образом, объем теневого контентного рынка тоже заметно вырастает.
Третий момент – ценовая политика. Все видели сообщения про подписки за 1 рубль, у некоторых игроков смотрение вообще без оплаты. Но одна история, когда ты даешь подписку за рубль на карантинный период, и совсем другая, когда ты даешь эту подписку на полгода и размываешь ценность любых легальных сервисов. Контент все равно стоит денег, и деньги за контент нужно собирать, чтобы платить правообладателям, которые, в свою очередь, производят новый контент.
Четвертый момент– рекламодатели. Megоgo и другие игроки построены так, что огромный каталог контента доступен не на платной модели, а на рекламной. Но рекламный рынок просел везде. В США уже озвучили падение рекламы по итогам года в районе 40%. Мы ожидаем падение чуть меньше – 15–20%.
Пятый момент – нагрузка на сеть. В некоторых регионах нужно чуть больше платить за транзитной трафик или ставить дополнительные сервера – а это расходы. И последний момент – огромная доля аудитории продолжает считать, что весь контент должен быть бесплатным, а видеосервисы дерут деньги непонятно за что. Поэтому мы наблюдаем кратковременный скачок потребления контента.
– Демпинговый вброс, наверное, привлек людей малообеспеченных. Как вы думаете: останется эта часть аудитории с платформами или она уйдет?
– То, что сейчас произошло на российском рынке, можно назвать ценовой инвестицией в пользователей. Это один из самых действенных на рынке инструментов по привлечению и удержанию. Разница в том, что у всех игроков подход к этому серьезно отличается. Есть компании, которые вообще проигнорировали текущую ситуацию и оставили цены на контент неизменными. Рациональный подход к ценообразованию крайне важен. Раздавать все бесплатно не нужно, иначе ты не заработаешь и обанкротишься сам. Те, кто снимает для тебя кино, тоже не смогут существовать без дохода. Дешевый, бесплатный пробный показ в карантинный период – хорошее решение, но у него должно быть ограничение по времени.
Подписка у конкурентов стоит примерно столько же, наша отличается не только гораздо большим объемом контента, но и большей его вариативностью. Мы работаем не только с кино, у нас также 270 телеканалов, тысячи аудиокниг для мобильных пользователей, караоке и визуальные игры для SmartTv-пользователей, и все завернуто в единую подписку.
– Как это все может в перспективе повлиять на конкуренцию видеоплатформ и традиционного линейного телевидения?
– Мы себя конкурентами традиционному телевидению не считаем, мы скорее его помощники в период трансформации от передачи сигнала по антенне в OTT-среду с возможностью включения дополнительных возможностей, например перемотки эфира.
Смотрите, Россия отказывается от передачи сигнала по эфиру и переводит его в цифру. Пользователь покупает специальную антенну и ставит приставку. Потом у пользователя телевизор морально устаревает и ломается, он приходит за новым телевизором, ему советуют Smart TV: подключаешь вай-фай, не надо проводов, антенн, просто запускаешь приложение. И здесь для пользователя ничего не меняется, он получает телевизор с большим экраном и новыми функциями, а помимо телеканалов еще и фильмы. Теперь рассмотрим этот вопрос с позиции рынка.
Я, условно говоря, такой-то телеканал. Меня интересует заработок рекламой в эфире – я привык на ней зарабатывать. Для того чтобы у меня было много рекламодателей, мне нужно, чтобы меня считал Медиаскоп и показывал мои рейтинги, доли и т.д. Медиаскоп считает так, что мой сигнал должен передаваться определенным техническим способом. И тут появляется какой-то сервис, который показывает меня по договору, по новой технологии. Вопрос: правильно ли меня считает Медиаскоп и считает ли он меня так, как надо? Может быть, мне тогда притормозить технический прогресс и не работать с Megogo?
Сейчас я говорю про условный телеканал и описываю ситуацию 3–5-летней давности. И в этот момент он, телеканал, видит в Megogo конкурента, но не является для него ни конкурентом, ни помехой. Сколько нужно, чтобы этот посредник, который считает твои рейтинги, доли, охваты и т.д. для рекламодателей, научился тебя считать в новой среде? Эта мелочь затормозила переход телеканалов в новую среду. А пиратство в телеканалах присутствует в гораздо меньшей степени. Они имеют достаточно ресурсов, для того чтобы с ним бороться.
Я считаю, что у OТT-сервисов достаточно возможностей для доставки линейного контента. Первое: это удобно. Второе: с развитием и мобильных сетей, и вообще сетей связи это будет работать лучше, красивее, быстрее. Третье: это дает и пользователю и телеканалу дополнительные возможности в общении друг с другом – можно получать обратную связь, лайки/дизлайки, вставлять интерактивную рекламу. Со временем станет возможным таргетировать рекламу конкретно для разных пользователей, чтобы дети при просмотре мультиков не видели не предназначенную для них рекламу, например.
– Как вы сейчас решаете проблему производства?
– Как и 99% производителей, мы производство приостановили. У нас съемочная группа даже в начале карантина застряла на Шри-Ланке. Но все обошлось.
Мы активные стадии производства приостановили, но постпродакшн того, что уже было отснято, останавливать смысла нет – он в работе. И торопить сейчас производство тоже смысла нет. С одной стороны, мы производим не только для себя, мы производим для кинопроката. Как только киносети откроются, там будет сразу достаточное количество фильмов, которые откладывались для показа в кинопрокате, а в радиусе года или полутора будет дефицит релизов, потому что весь мир остановил производство контента, и что покажут через полтора года – это большой вопрос. Вероятно, будет очередная волна спроса на сериалы. Итак, будет сначала всплеск по контенту, потом провал, потом восстановление.
комментарии(0)