Фото pixabay.com
Российские и мировые телеканалы срочно решают вопросы вещания в условиях кризиса, осуществляя новые концепции формирования эфира и технологии удаленной работы. О теле- и кинобизнесе последних лет и перспективах новых времен корреспондент Эдуард ЧУМАКОВ поговорил с заместителем министра Минкомсвязи Алексеем ВОЛИНЫМ, генеральным директором «Мосфильма» Кареном ШАХНАЗАРОВЫМ и президентом Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуардом САГАЛАЕВЫМ.
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин
– Алексей Константинович, идет к концу второе десятилетие ХХI века, произошли серьезные изменения в медиа, в организации, в доставке телевизионного продукта. Что, на ваш взгляд, было самым важным в последние годы?
– Первое и главное, что произошло, – решающая роль в медиапотреблении перешла к интернету, который из среды обитания узкой прослойки превратился в среду обитания практически всего населения страны. Второе – приход в тот же самый интернет людей старшего поколения, что еще десять лет назад в принципе наблюдалось в единичных случаях. Третье, случившееся за последние годы, – полный переход к конвергентной журналистике. Это связано с тем, что формат передаваемой информации определяется уже не потребителем, а его устройством. Именно за эти годы решающая роль перешла к мобильному интернету, к планшетам, смартфонам как к главным потребляющим аппаратам. Четвертое – цифровизация телевидения и запуск мультиплексов. Это в разы увеличило количество источников информации для 60 млн человек в стране. Стремительный рост социальных сетей и начало усталости от них также наблюдаются. Пятое – переход распространения информации от моноцентрового к вирусному, когда информация распространяется не за счет заходов на один сайт, а за счет раздачи. Собственно говоря, это эпоха мессенджеров, которые также появились именно в последние годы.
– Чего можно ожидать в ближайшие годы?
– Об этом бессмысленно рассуждать. Если бы этот самый вопрос задали любому специалисту в 2009 году, ни один человек не смог бы правильно ответить. Может быть, за исключением цифрового телевидения, параметры которого были понятны уже тогда.
Генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров
– Карен Георгиевич, заканчивается веха в развитии кино, телевидения и медиаиндустрии. Что за прошедшее время было эволюционным и существенным?
– Я думаю, самым важным был переход на цифру. Пленка практически ушла из кино. Это принципиально изменило все. И, конечно, принципиально меняются вообще многие вопросы создания фильмов и кинотехнологии. Это, наверное, самое важное событие киноиндустрии.
– Как будет дальше развиваться индустрия?
– Тут, конечно, развивается бурно все. Сейчас целая серия уже совсем небольших камер появляется. То есть сама индустрия, видимо, технологически будет развиваться в сторону упрощения. С одной стороны, технологически будет проще кино делать. С другой – это требует каких-то новых технических навыков. Вообще роль инженера вырастает. Она и так выросла, но, видимо, еще будет расти роль технических специалистов, которые владеют цифрой, всеми новыми технологиями. Мне кажется, в эту сторону все будет идти.
– Что для концерна «Мосфильм» стало самым важным в прошедшие годы?
– Мы довольно много сделали, модернизировали много чего, большую работу провели по реконструкции студии, ее технологической модернизации. Но самое главное, конечно, это строительство новых объектов: это новый павильон и новый дом «Костюмы и реквизит». Масштабные два объекта построили, в этом году все это запустили. Такого строительства не было с советских времен, причем, я думаю, годов с 60-х. Это совершенно новые технологические объекты, павильоны намного превосходят те, которые у нас есть сейчас. Хотя мы их модернизировали, но все равно это важное событие. Идет начало строительства следующей очереди: еще одного павильона и киноконцертного комплекса с четырьмя залами, что принципиально вообще изменит облик «Мосфильма» и его оснащенность, его возможности.
Президент НАТ Эдуард Сагалаев
– Эдуард Михайлович, заканчивается целая эпоха в развитии отечественного и мирового телерадиовещания. Что, на ваш взгляд, самое важное в прошедшем десятилетии?
– Я не открою здесь какую-то истину, сказав, что самым важным было возникновение возможностей интернета. На телевидении произошла своеобразная революция: работать так, как раньше, стало невозможно и потеряло смысл. Те, кто этого не понял, оказались в довольно печальном положении. Сейчас это понимают уже все, кто-то наверстывает упущенное, кто-то пожинает плоды своего предвидения. Главное, что сохранилось и сохранится еще надолго, – это то, что контент решает все. И на телевидении, и в интернете. Причем высококачественный контент, который сегодня не под силу интернет-ресурсам, его все-таки создает телевидение, его создает кино. Хотя некоторые интернет-ресурсы, например ТВ-направление МТС во главе с Игорем Мишиным, планируют уже в следующем году наладить выпуск собственной продукции фильмов и сериалов. Посмотрим, как у них это получится, я желаю им успеха.
– Как дальше будет развиваться эта модель телевидения? Получается, МТС есть гибридный вариант – телекоммуникационная компания решила зайти в еще один сегмент, наняв известного менеджера.
– Я думаю, на этот вопрос точно вам никто не ответит. Потому что новые технологии развиваются так стремительно, что предугадать, что будет в ближайшее десятилетие, просто невозможно. Но я думаю, что в ближайшие годы будет развиваться как сотрудничество, так и конкуренция телевидения и интернета. Сегодня интернет-ресурсами располагает практически каждый телеканал. Видеосервис more.tv , ресурс СТС и прочих компаний Национальной Медиа Группы – один из ярких примеров использования платформы для расширения аудитории, сегментирования аудитории. Сегодня даже у региональных каналов есть свои подобные платформы. Более того, региональные каналы сейчас вынуждены двигаться быстрее, потому что у них нет двух цифровых мультиплексов и другого варианта, как искать возможности в кабеле, в спутнике, в интернете.
– Телевидению далеко не конец?
– …и оно будет соревноваться, конкурировать в борьбе за место под солнцем. Константин Эрнст, к примеру, рассказывал, что они на Первом канале готовят несколько сюрпризов и в дальнейшем будут готовить. Например, создавать разные версии фильмов и сериалов – для более консервативной аудитории, для менее консервативной и совсем не консервативной, то есть для молодежи. Более того, Эрнст предполагает, что часть рекламных денег вернется из интернета на телевидение. И я думаю, что этого действительно следует ожидать. У рекламодателей первоначально сложилось ощущение, что все – в интернете, а сейчас они начинают понимать, что все-таки телевидение эффективнее.
комментарии(0)