0
4864
Газета Телевидение Печатная версия

02.04.2020 18:53:00

Владимир Широков: "Искусственный интеллект появится в ТВ-продакшене через год-два"

Гендиректор телеканала "Старт" рассказал "НГ" как технологии меняют телевещание

Тэги: телевидение, технологии, цифровизация, спорт, владимир широков, интервью


телевидение, технологии, цифровизация, спорт, владимир широков, интервью Фото со страницы Владимира Широкова в социальной сети

С 2016 года спорт на ТВ – вотчина телеканала «Матч». И вдруг тихо и незаметно возник новый спортивный канал «Старт» с прямыми трансляциями российских и международных соревнований, в эфире которого можно увидеть и популярные, и нишевые виды спорта ( тхеквондо, бадминтон, регби, бильярд, скачки и пр.), а также аналитические программы, художественные и документальные фильмы о спорте, эксклюзивные проекты об истории российских и зарубежных спортивных клубов. Генеральный директор телеканала «Старт» Владимиром ШИРОКОВ рассказал Эдуарду ЧУМАКОВУ о новостях технологического закулисья телевидения.

Владимир, как вы оцениваете прошедшее десятилетие с точки зрения развития технологий и вообще всего медиапространства, медиабизнеса?

– Произошла полная цифровизация телевидения и телевизионного тракта. 10 лет назад мы работали на бетакамах, и при появлении нелинейных монтажных систем некоторые режиссеры ворчали: «Уберите от меня эту мышку, зачем здесь мышка?» А сегодня видеоинженер становится параллельно IT-инженером. Я даже не говорю сейчас об IP в телевидении, даже на сегодняшнем этапе, если мы говорим про SDI-тракты, то любой микшер – это компьютер, любое устройство – это компьютер.

Психология тоже поменялась в сторону интернет-трансляций, интернет-показов. Сегодня там, где показывается то или иное событие, прямое или непрямое, интернет – это такое же средство доставки контента до потребителя, как и телевизор. И чем дальше, тем интернет чаще становится более востребованным средством доставки.

На телевизионном рынке очень сильно ужесточается конкуренция между телевизионным производством и интернет-производством практически во всех сферах его проявления. Даже на Олимпиадах, например, на телефон телевизионные группы снимают и передают интервью. Это быстрее и проще. Телевидение уходит в интернет, становится более доступным. И очень сильно возрастает конкуренция между людьми, которые это делают оборудованием за 4 рубля, то есть телефонами, ноутбуками, бытовыми камерами и прочим бытовым оборудованием, – и производителями, которые ориентируются прежде всего на, что называется, броадкаст. Стоимость оборудования отличается в сотни раз, а в итоге один продукт от другого отличается по стоимости для заказчика на какие-то 20–30%.

Поэтому чем дальше, тем гораздо тяжелее доказывать заказчику необходимость использования высоких дорогих телевизионных технологий, а не съемок на бытовые камеры, на бытовые телефоны и так далее.

Затертое место – будущее за интернетом?

– Да. Но интернет – это всего лишь средство доставки контента до потребителя. Качество контента никто не отменял. В этом и есть плюсы и минусы. Интернет – среда, которая дает возможность доставить до глаз зрителя любой контент любого качества без специального лицензирования. Много творческих людей, у которых нет дорогого оборудования, получили возможность показать себя в интернете. Например, спортивная федерация или клуб находит подрядчика для организации интернет-трансляций. Подрядчик начинает работать. Но аппетиты растут, и дальше заказчик начинает творить – а давайте поставим не четыре камеры, а шесть, потом не шесть, а восемь. А можем ли мы брать интервью, делать студии, включения из флеш-зоны? А как улучшить качество картинки? Давайте привлечем более профессиональных людей, которые нажимают на кнопки или стоят за камерами? А как получить трансляцию, сопоставимую с трансляциями на федеральных каналах? И они приходят к нам. И это плюс.

Пока никто из вещателей не отказывается от классической системы доставки.

– Современная система доставки телевизионного сигнала, на мой взгляд, доживает последние дни. Системы доставки через паблик-интернет уже сейчас работают. И работают неплохо. У них есть свои минусы: задержка сигнала; есть опасность, что какие-то пакеты по пути пропадут, – паблик-интернет «гуляет». Но уже есть системы передачи через паблик-интернет нормального сигнала без задержки. А когда разовьется 5G, то грянет революция.

Зимой «Триколор» при нашем активном участии запустил проект под названием «Большой эфир». Теперь в пакете «Старт» есть еще шесть выделенных каналов, по которым идут спортивные трансляции тех событий, которые не вошли в линейный прямой эфир потому, что пересекаются по времени. Например, в первый день запуска мы отдавали в эти каналы пять волейбольных матчей чемпионата России и два баскетбольных Единой Лиги ВТБ. Болельщик в прямом эфире мог посмотреть не то, что мы ему показывали на телеканале «Старт», а выбрать игру своей любимой команды. Но этот сервис пока доступен только на тех приставках, которые можно подключить к сети интернет. Правда, насколько я знаю, оператор эти каналы тоже собирается поднять на спутник. Мне кажется, это уже можно назвать технологическим прорывом в спортивном телевизионном вещании.

А что со спутником?

– Преобразовавшись из производственной компании в вещателя и запустив телеканал «Старт» в спутниковые и кабельные сети, мы столкнулись с проблемой, о которой, казалось бы, забыли 10 лет назад. Оказалось, что кабельные операторы в России просят SD-сигнал. Очень много еще аналоговых линий в домах, и просто физически невозможно по ним распространять HD-сигнал.

И как решили проблему?

- И SD, и HD-варианты канала доступны как в оптоволоконных сетях, так на спутнике. Десять лет назад интернет в 5 мегабит в секунду был за счастье. А сейчас 100 мегабит – нормальное явление у рядового потребителя. А с учетом того, что HD телевизионный сигнал, даже профессионального качества, это порядка 18 мегабит в секунду, то он вполне укладывается в полосу в 100 мегабит. Чем выше скорость единой глобальной сети, тем меньше проблем с доставкой сигнала. Возрастают компьютерные мощности для обработки телевизионных сигналов и передачи через паблик-интернет в нормальном качестве.

Какова может быть роль искусственного интеллекта в продакшене?

– Трансляционного? Уже сейчас ставится камера 8К, например, и искусственный интеллект выбирает ракурсы. Но для интернета это, наверное, подходит, и то относительно. Один ракурс, одна камера, с которой компьютер выбирает разные планы. Но это нельзя назвать спортивной трансляцией. Наверное, это неплохо для тренеров для анализа игр. Это в большей степени ближе к спорту, чем к телевидению. Такая камера вешается один раз на спортивную арену и можно вести интернет-трансляцию. В спортивном же продакшене камеры должны снимать с разных точек. И человека пока здесь никто не заменит.

Понятно, первые шаги…

– У EVS есть уже работающая система искусственного интеллекта, которая должна в ближайшее время начать активно использоваться в профессиональном телевизионном производстве. Но это гораздо более сложная конструкция. Камеры располагаются на тех же точках, что и сейчас. На них ставятся управляемые головки под управлением общего компьютера. Сначала система обучается на 50–100 трансляциях разных режиссеров и только потом начинает работать. Мы весной специально записали для EVS сигналы со всех камер с около 50 хоккейных трансляций для ее обучения работы на хоккее.

Получается, что организатор съемки просто выбирает стиль того или иного главного режиссера?

– Нет. Система обучается у разных режиссеров работе в каждой отдельной игровой ситуации. Но это недешевая система, она по определению не может быть дешевой.

Любое нововведение дорогостояще, не так ли?

– В профессиональном телевидении человека полностью нельзя заменить. Нам показали два кусочка матча, снятого искусственным интеллектом и человеком, и попросили отгадать, где человек, а где машина. Я угадал. Кадры с использованием искусственного интеллекта более прилизаны. В них нет человеческих ошибок, но они творчески не индивидуальны. У режиссера на большой, например, футбольной трансляции может быть 24–36 камер. Не способен человек охватить столько картинок одновременно. При этом на игру постоянно работают 8–12 камер. Остальные – на повторы. Вот они и могут управляться машиной. Искусственный интеллект – это скорее подспорье к профессиональной трансляции. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
1590
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2048
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2284
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2340

Другие новости