Спиритические сеансы, наркотики – в духе того времени. Кадр из фильма
Несмотря на название и на то, что главным героем действительно является Зигмунд Фрейд, сюжет австрийско-немецкого восьмисерийного проекта «Фрейд» – почти на 100 процентов вымышленная история. Вместо биографической ленты о будущем отце психоанализа на экране разворачивается фантасмагорический детектив про экстрасенсов, гипнотизеров и сомнамбулические убийства. Несколько серий были показаны на Берлинском фестивале, а целиком сериал вышел на платформе Netflix. В главной роли – отрастивший окладистую бороду немецкий актер Роберт Финстер (в каждом втором кадре напоминающий Данилу Козловского).
Вернувшийся в 1886 году после обучения в Париже в Вену молодой врач-невропатолог Зигмунд Фрейд оказывается вовлечен в расследование серии загадочных и кровавых убийств. Жертвами оказываются то небогатая девушка, то семья прославленного оперного певца, то коллега Фрейда, доктор из аристократического семейства, чью сестру кто-то похитил прямо с банкета. Преступников вроде бы удается вычислить, но состояние их психики наводит на мысль о каком-то воздействии. К тому же всех их связывает знакомство с Сапари – знатным венгерским семейством, приютившим у себя девушку с экстрасенсорными способностями по имени Флер Саломе (Элла Рамф) и проводящим в своем особняке спиритические сеансы.
На одном из них удается поприсутствовать и Фрейду, которого заинтересовывают способности Флер, поначалу с научной точки зрения – сам он тщетно пытается доказать медицинскому сообществу состоятельность гипнотерапии в лечении неврозов, – а позже и в качестве ценного помощника в расследовании таинственных преступлений, ведь она будто бы наяву видит все случившееся. Поймать злодеев со своей стороны пытается еще и инспектор полиции Альфред Кисс (Георг Фридрих), бывший военный, страдающий от посттравматического синдрома и одним из первых уверовавший в то, что предлагаемая Фрейдом терапия может помочь. Чем дальше – тем больше на пути этих троих возникает трупов, мистических знаков и даже политических интриг.
Названия эпизодов – «Истерия», «Тотем и табу», «Травма» – отсылают к трудам и исследованиям реального Зигмунда Фрейда, да и сам персонаж на экране в целом следует биографии прототипа. В том числе и в увлечении кокаином, в ту пору считавшимся лекарственным, а не запрещенным веществом. Употребление наркотиков, с одной стороны, обостряет восприятие Фрейдом действительности и кое-где даже бережет от воздействия на его психику извне, с другой – хорошо укладывается в общую искаженную видениями атмосферу сериала, где чуть ли не каждый герой страдает измененным по тем или иным причинам сознанием.
Богатая почва для визуальных эффектов: картинка то и дело расплывается и мутнеет в очередном видении, фокус наведен на подведенные, будто с вечными черными синяками от недосыпа, глаза тех или иных персонажей, гипнотизирующих то ли друг друга, то ли зрителя. А богатые интерьеры и кринолины не только добавляют исторически достоверной роскоши видеоряду, но и вызывают ассоциации с готическими хоррор-романами.
Что касается самого Фрейда, то его вымышленная биография вполне укладывается в реальную – недоверие и скепсис были спутниками ученого всю жизнь. А вот пристрастие к кокаину и желание разгадать клубок преступлений роднят его с Шерлоком Холмсом. Сыщиком становится психотерапевт, а дедуктивные способности заменены на умение проникать в бессознательное и доставать оттуда улики – весьма актуальный подход. В сериале то, чем сегодня активно пользуются в своей практике терапевты, научным сообществом отвергается. Изучение мозга человека с этой точки зрения волнует одного Фрейда, кричащего с трибуны «белиберду» про то, что человек – дом со множеством темных комнат и горящей где-то в углу единственной свечой сознания. Находятся, конечно, и те, кто использует новейшую теорию – одни во благо, другие, кажется, со злым и туманным умыслом. Чужая душа потемки, но у кого-то в руках все-таки есть фонарь.
комментарии(0)