Фото сайта kino-teatr.ru
В эпоху роста высоких технологий телевидение продолжает активно меняться. О том, как и почему это происходит, корреспондент Эдуард ЧУМАКОВ поговорил с лауреатом двух международных премий «Эмми» генеральным продюсером телерадиокомпании «Мир» Павлом КОРЧАГИНЫМ.
– Павел Петрович, что было, на ваш взгляд, главным в телевидении и в медиа за последние годы?
– Самое главное в телевидении – это плавный, постепенный уход аудитории на другие цифровые платформы и видеоносители, где можно посмотреть тот контент, который зритель хотел бы увидеть. И тенденция эта идет по нарастающей. Сегодня очень важно делать продукт, который нашел бы себя как на канале, так и в дальнейшем в интернете. Чтобы люди могли, если они не досмотрели какой-то продукт в эфире, потом продолжить его просмотр в интернете и наоборот.
Подобных вещей раньше, конечно, не было, и это во многом связано с развитием смартфонов. IPhone изобрели и пустили в продажу в 2007 году. До 2007 года у меня был случай, очень характерный. Я купил смартфон очень известной марки и через два дня отдал его брату, который немножко лучше разбирается в гаджетах, потому что за два дня я так и не смог его освоить. К нему прилагался справочник примерно страниц в 120, и понять, как все это работает, даже сделать простой звонок, было невероятно сложно.
Пришел IPhone, и изменилось абсолютно все. И самое главное – можно смотреть телевизионный контент прекрасного качества на маленьком экране. Неважно где: в самолете, в электричке, где угодно. Одновременно он может использоваться как второй экран для каких-то других телевизионных программ, где, условно говоря, можно выступить уже полноправным участником. За последнее десятилетие произошел гигантский шаг, перелом того, каким образом нужно смотреть телевизионный контент.
– В 2010 году вряд ли кто-то мог предсказать происходящее в нынешнем 2020-м. Можно обозначить какие-то основные тренды на ближайшие 10 лет?
– Загадывать на 10 лет вперед непродуктивно. Невозможно представить, какие повороты могут произойти, что может быть открыто-изобретено. Опять же социальные сети появились совсем недавно, Facebook – в 2004 году. Google – в 1998-м, но разве можно представить себя сейчас без Google, когда по любому вопросу туда лезешь?
– Выживет ли потоковое телевидение или в ближайшие годы его история закончится?
– Традиционное потоковое телевидение, хотим мы этого или нет, будет уменьшаться в нашей повседневной жизни. И победитель в этом соревновании – контент, а не телевизионный канал. Если телеканал станет обладателем большого количества контента для использования во всех возможных вариантах, то тогда он будет, конечно, жить и развиваться.
– То есть должна вернуться модель телевидения тех лет, когда основной продакшн канал производил самостоятельно?
– …или покупал эксклюзивные права.
– Не думаете ли вы, что наши федеральные каналы превратятся в большие продакшн-хаусы с минимальной бродкаст-составляющей?
– Очень многие каналы сейчас активно вкладываются в собственные интернет-платформы для размещения на них собственного контента за плату. В основном, конечно, хорошо продаются сериалы. Специально для интернета закупаются фильмы.
– Сегодня развернулась не только внутривидовая борьба между телеканалами, но и межвидовая – между каналами, видеоплатформами, интернет-гигантами и даже мобильными операторами. Производство контента стало всеобщим увлечением.
– К идее собственного производства пришел Яндекс. МТС взял в вице-президенты продюсера и медиаменеджера Игоря Мишина. Ivi заключила контракт с компанией Тины Канделаки. Все большие цифровые игроки пришли к выводу, что нужно заниматься библиотеками: до сих пор они все были только «подносчиками снарядов», а вот без самих снарядов пушка-то стрелять не будет.
– Конкуренция ужесточается. В 90-е годы у Первого канала доля была 33–35%. Сейчас, когда она бывает 11%, – уже счастье.
– Я очень долго занимаюсь производством телевизионных сериалов и знаю, что на «России», Первом канале и на НТВ когда-то устраивали огромную взбучку производителям, если их сериал собирал долю менее 20%. Что такое 20% сейчас? Просто немыслимо. Если доля превышает 10–12%, то это считается невероятным успехом. И это общая нисходящая тенденция.
– Какие планы у холдинга МГТРК «Мир» на ближайшее время?
– Нас хорошо смотрят днем, но поскольку все-таки 60% нашего зрителя – работающая аудитория, нам сейчас нужно активно развивать вечерний прайм. Это самое сложное, здесь мы уступаем в конкуренции всем большим каналам, у которых бюджеты в разы больше, чем у нас. Когда у тебя есть бюджет, скажем, 20 миллиардов рублей – это одна ситуация, с такими бюджетами проще заниматься и переформатированием каналов, и поиском новых подходов к контенту, и всем прочим. Нам приходится достаточно сложно, потому что мы работаем в рамках ограниченного бюджета (хотя бюджет и растет вместе с ростом рекламы, которую мы продаем). И, к слову, о планах. В середине февраля телеканал «Мир» вернул в эфир легендарное шоу «Слабое звено» – один из тех форматов, которые по-настоящему цепляют зрителя и делают телевидение успешным. Причем перезапуск «Слабого звена» понравился не только зрителям среднего возраста, которые помнят его по старым временам, но и молодой аудитории. Премьерный выпуск посмотрели 2 миллиона человек. Шоу идеально вписывается в нашу игровую концепцию, это классический формат BBС, снятый современной техникой, которая сильно шагнула вперед за время отсутствия шоу на российских экранах.
– За последний год что было наиболее важным, наиболее существенным с точки зрения развития компании?
– Как вы знаете, есть несколько показателей, по которым оценивается эффективность той или иной телевизионной компании. В частности, растет доля у канала или она падает. Сейчас индустрия переживает очень сложное время, когда смотрение стало уходить с телевизионных каналов на альтернативные платформы. Это необратимый процесс, в такой ситуации чрезвычайно сложно удерживать аудиторию на своем канале.
Что произошло, например, с каналом «Мир»? «Мир» оказался в числе двух каналов (на первом месте – «Пятница»), которые не только удержали аудиторию за последние два года, но и сумели ее увеличить. Телеканал «Мир» – на 33%.
Есть еще один важный показатель – это время, которое зритель проводит на том или ином канале. Мы увеличили этот показатель на 28% и сейчас находимся на первом месте среди других телеканалов за последние два года.
– Каким образом канал пытается диверсифицировать способы доставки? Сейчас большие компании увлекаются видеоплатформами и так далее. А вы движетесь в этом направления?
–Телеканал «Мир» включен во второй мультиплекс, и сейчас вещание в техническом плане охватывает 98,9% населения страны, поэтому пока никакие другие средства доставки с этим сравниться не могут. Но, разумеется, мы вещаем и на различного рода интернет-платформах, есть в YouTube, хорошо представлены в соцсетях. Но пока это в большей степени промо для основного вещания в мультиплексе, не более того.
комментарии(0)