Валдис Пельш на фоне вездеходов «Емеля», груженых запасами топлива. Кадр из фильма предоставлен Первым каналом
Год назад команда экстремалов в составе семи человек во главе с автором идеи, ведущим Валдисом Пельшем, отправилась к Южному континенту, чтобы осуществить первый в истории трансантарктический переход через три полюса – полюс недоступности, Южный полюс и полюс холода, посетив при этом четыре действующие станции ( «Новолазаревскую», «Амундсен-Скотт», «Восток» и «Прогресс»). Участники за 34 дня прошли путь в 5519 км без пополнения запасов и топлива на двух вездеходах «Емеля». Этот автопробег был приурочен к 200-летнему юбилею открытия континента 16 января 1820 года российскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым.
Антарктида – самый малоизученный континент планеты. Команда отправилась туда, чтобы не только совершить трансантарктический автономный пробег, но и снять об этом документальный фильм (который изначально был назван «Антарктида. 200 лет открытий») и состоит из трех серий, по часу каждая. Помимо Пельша в команду вошли продюсер и режиссер Кристина Козлова, два оператора, два водителя-механика, руководитель автомобильного перехода и главный конструктор вездеходов «Емеля» Василий Елагин.
В первом фильме группа берет старт (после погрузки топлива, провизии, запчастей и личных вещей участников машины оказались перегружены втрое) и сразу начинает ощущать на себе суровые антарктические условия: холод, бесконечный полярный день, замкнутое пространство автомобилей. Путешествие началось на севере материка с полярной станции «Новолазаревская». Первой задачей было забраться на купол Антарктиды, так называемый «ледяной панцирь», высота которого достигает 4 км над уровнем моря. После того как купол Антарктиды был взят, группа решила сделать незапланированный крюк в маршруте – пройти через американскую станцию «ПЛАТО», покинутую людьми еще в 1969 году. По пути на станцию то и дело ломались машины: то масло начинало подтекать, то печка выходила из строя, но механикам оперативно удавалось справляться с техническими сложностями.
Во втором фильме – позади уже более 1000 км. (А ведь полярники заключали пари, и ставки были 20 к 1, что группа проедет километров на 200 вглубь, после чего ее придется эвакуировать!) Американскую базу «ПЛАТО» удалось найти не сразу, она полностью занесена снегом, из которого торчат только антенны. Группа проникла на станцию, чтобы посмотреть, в каких условиях жили и работали американские полярники полвека назад. Вернувшись на намеченный маршрут, продолжила двигаться к самой удаленной точке от всех берегов Антарктиды – полюсу недоступности, где находится и советская полярная станция с таким же названием – «Полюс недоступности». Уже 60 лет как она заброшена и почти вся занесена снегом – за исключением бюста Ленина, который был установлен на ее крыше в 1958 году.
Далее – к следующей запланированной точке, Южному полюсу, с покорением которого связана самая драматичная гонка в истории покорения Антарктиды. Норвежец Руаль Амундсен и англичанин Роберт Скотт одновременно двинулись к Южному полюсу в 1911 году. Амундсен полюса достиг, а вся экспедиция Скотта погибла. Сейчас на Южном полюсе находится действующая американская полярная станция «Амундсен – Скотт», которая, как и все станции в Антарктиде, занимается изучением этого континента. Российская группа посетила ее, увидев своими глазами, как живут и работают полярники.
Кстати, Южный полюс поделен на сектора, здесь существуют зона тишины и зона чистого воздуха, где запрещено движение любого технического средства; все отходы, в том числе жизнедеятельности, положено забирать с собой.
Далее экспедиция взяла курс на свою третью цель – полюс холода, вблизи которого расположилась российская легендарная станция «Восток». Группа спешила попасть на станцию в канун Нового года, чтобы отметить его вместе с российскими полярниками.
В третьем фильме пройдено почти 4000 км ледяной пустыни. Впереди – полярная станция «Восток» – полюс холода. Именно здесь была зафиксирована рекордно низкая температура за всю историю метеонаблюдений: минус 89 целых и два десятых градуса. Двигаться нужно не просто по графику, а с опережением. Напряжение испытывали не только люди, но и техника. До «Востока» почти 200 км – один дневной переход, но после ночевки опять поломка... 30 декабря 2019 года экспедиция достигла третьей цели путешествия – станции «Восток». На ней постоянно находятся 25 человек, которые занимаются научными исследованиями и обеспечением самой станции. Условия, в которых им приходится это делать, близки к экстремальным. Особенностью этого места является подледное озеро, оно хранит уникальную информацию об изменении климата на Земле. Полярники добывают ее методом бурения и хранят образцы льда разных эпох. Это уникальное хранилище зритель увидит собственными глазами, в том числе лед, которому 1 млн 300 тыс. лет. Научные данные, полученные здесь, убедительно доказывают – глобальное потепление идет полным ходом.
И, наконец, финальный рывок – 1400 километров до станции «Прогресс», находящейся на восточном побережье Антарктиды. Экспедиция состоялась!
комментарии(0)