Авторы фильма попытались разобраться, что послужило причиной чернобыльской трагедии. Кадр из сериала «Чернобыль»
Премьера мини-сериала Chernobyl, совместного проекта американского телеканала НВО и британской телесети Sky, состоялась 6 мая на канале HBO (7 мая – на российской «Амедиатеке» ). Уже к третьей серии слава о нем разошлась по миру, а сам он побил рекорд «Игры престолов» и стал самым рейтинговым сериалом в истории.
26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС в Украине, в Советском Союзе, произошел мощный взрыв, в результате которого радиоактивные материалы распространились в Белоруссию, Россию и Украину, а также в Скандинавию и Западную Европу. В снятом в жанре исторической драмы (политической сатиры? героического эпоса?) «Чернобыле» показан не только ужасающий масштаб катастрофы – его авторы попытались разобраться, что послужило причиной трагедии (автор и сценарист фильма – Крейг Мейзин, режиссер – Йохан Ренк).
В «Чернобыле» рассказываются реальные истории людей – практически все герои имеют подлинных прототипов. Джаред Харрис играет Валерия Легасова, ведущего советского физика-ядерщика, который одним из первых осознал масштабы катастрофы. Стеллан Скарсгард играет вице-премьера Бориса Щербину, которого Кремль назначил руководить правительственной комиссией по Чернобылю в первые часы после аварии. Эмили Уотсон играет советского физика-ядерщика Ульяну Хомюк, решившую найти корни катастрофы, и это единственный вымышленный персонаж, ставший собирательным образом ученых, принимавших участие в ликвидации последствий аварии. По мнению критиков, все занятые в фильме актеры сумели достичь высочайшей степени достоверности.
Съемки проходили на Украине и в Литве на остановленной Игналинской АЭС с реакторами того же типа, что и на Чернобыльской АЭС. Реквизит собирали по всему миру, приглашая в качестве консультантов выходцев из бывшего СССР для достижения максимальной достоверности. Все, что касается технической и художественной части в «Чернобыле», безупречно – антураж, атрибутика, детали, одежда, машины. Советская жизнь показана максимально точно, разве что к месту и не к месту употребляется слово «товарищ»… Критика по поводу «моста смерти» («кто в два ночи гуляет с детьми – смотрит на пожар?») несостоятельна – фильм не документальный, а художественный и обязан быть зрелищным, следовательно, имеет право на подобный вымысел. То, что создатели сериала преклоняются перед подвигом чернобыльцев, понятно из финала с подлинными фотографиями под монолог о правде, которой плевать на правительства и религии – и о том, какова бывает цена лжи. Звучит песнопение «Со святыми упокой»…
«Чернобыль» завораживает своей апокалипсической атмосферой, ощущение ужаса и безнадежности держит в напряжении от первого кадра до последнего. Постоянная неослабевающая напряженность и витающая в воздухе смерть – смотреть на это некомфортно, приходится ставить на паузу, чтобы выдохнуть, – почему же у фильма такой успех?
Потому что случившееся – хрестоматийный пример того, как желание манипулировать информацией и подчинять экспертное знание политической воле приводят к ужасным последствиям.
«Чернобыль» высоко оценили и на Западе (три премии GRAMMY), и в России; запись из интернета: «Американцы сняли вещь, которая должна была быть снята намного раньше и которую должны были снять мы».
комментарии(0)