Поначалу удачливый брат Егор (Александр Петров) не устает прикалываться над братом-неудачником Львом (Андрей Бурковский). Кадр из сериала
Впервые встречаю такое единодушие в оценках. Чтобы и левым, и правым, и молодым, и старым… И критикам, и продюсерам, и актерам, и режиссерам… И френдам в Facebook, и друзьям в реале – чтобы всем настолько понравился сериал. Да понравился – не то слово: восторги и высшая степень; в кои-то веки сообщество сошлось во мнении – «вот это да!». На ТНТ-Премьер показали 8-серийный «Звоните ДиКаприо!» режиссера Жоры Крыжовникова.
…Виртуозно переложенная на современность история Авеля и Каина. Брат-удачник и брат-лох, оба – актеры. Удачливого Егора, звезду сериалов, играет звезда сериалов Александр Петров – выбор остроумный и отчасти убедительный. Отчасти, потому что после гоголевской трилогии и нескольких сезонов «Полицейского с Рублевки» с ним же в главных ролях подустаешь от такого количества Петрова на экране. Опять же в процессе смотрения как-то не очень веришь, чтобы так ломались копья (и судьбы) из-за этого обычного, каким имя легион, парнишки, удачным стечением обстоятельств вынесенного на гребень волны. Нет, профессиональных претензий к артисту Петрову нет, сработано хорошо, претензии – чисто к типажу: лично мне в историю верилось бы больше, если бы этот образ воплотили, условно говоря, актер Матвеев или актер Козловский с их роскошными внешними данными. (Хотя, с другой стороны, прав и писатель Макс Фриш: «Если человек добился успеха, то будь он с виду хоть сущий морж, женщины не только увиваются вокруг него, но добровольно и прямо-таки безудержно обволакивают его своим очарованием».)
В первой же серии ответом кому-то брата-лоха (Андрей Бурковский) прозвучит: «Я не сторож ему», чем дастся отсылка на библейскую легенду. Она является зачином, в которой актер-актерыч Егор дуркует вовсю в свое удовольствие (кидая в пространство между делом на съемочной площадке выдуманного сериала «Первая градская»: «Что-то не устраивает – звоните ДиКаприо!»), а неудачник Лев зримо ему завидует. В единственном эпизоде Егор становится серьезным – услышав посреди обычного приятельского трепа, что такая-то умерла от СПИДа. Егор натурально пугается, и мы понимаем – было дело...
Вот это будет проходить красной нитью до самого конца: во главе каждого характера – боязнь за себя, любимого. Всех продам и предам за свой интерес. Узнаваемо.
Браво сценаристам и браво режиссеру – подмечено столько точных деталей характеров и быта, дано столько ироничного стеба (во второй серии Егор сидит с попкорном в абсолютно пустом кинотеатре и смотрит фильм под названием «Сирийский песок» с собой в главной роли, посаженным в зиндан. Но чу! Появляется легконогая юная мусульманка и помогает герою бежать. Проходит время. В родном городе героя открывается дверь, и на пороге возникает она! Влюбленные в восторге воссоединяются, идут титры под раздольное казачье хоровое: «Не для меня придет весна…» – любимое вокальное произведение Никиты Сергеевича, как известно). Впрочем, кончается вторая серия грустно: забыв все свои снисходительные подкалывания, брат-удачник рыдает на плече у брата-неудачника: «У меня, по ходу, СПИД…»
В третьей серии – очень важная сцена, когда братья приезжают в больницу за результатами анализа на СПИД, а Егор не может выйти из машины. «Ноги не идут!» – в отчаянии кричит он, и брат самолично вытаскивает его наружу. Ноги действительно не идут, но Лев, привыкший к розыгрышам и дуркованию своего братца, не верит. «Клоун!» – шипит он. Далее братья выпивают, разговаривают по душам и очень резво для пьяных убегают от полиции. В разговоре по душам выясняется, что помимо сына от бывшей жены у Егора имеется дочь от девушки-гримерши. «Сам только год назад узнал. Коридорный роман – ну знаешь, идешь на площадку, потискаешь, идешь с площадки – потискаешь…» Это он о любимой девушке.
А потом братья оказались вместе на съемочной площадке, и тут пришло известие, что анализ на ВИЧ подтвердился; под команду «Мотор!» Егора жестоко рвет... Пятая серия – кульминация: добропорядочный Лев, которому зритель привык сочувствовать, преднамеренно проговаривается коллеге о диагнозе Егора. И понеслось! Страхи, домыслы, коллективные петиции: «Мы отказываемся с ним работать!» Любящая паршивца-страдальца продюсерша Катя (Анна Невская) кричит как никогда сплотившемуся коллективу: «Остановитесь, пожалуйста! Дикари, это же не заразно!»
В следующем кадре Егор болтается в петле. Все финалы (и начала серий) сделаны ударно.
Известная аксиома – или пошлость – «Все делается через баб» в сериале вполне подтверждается. Любимая (гримерша, артистка Юлия Хлынина) прощает в тысячный раз, нелюбимая (продюсерша) терпит все выверты и ущербы и нянчится с Егором в прямом смысле слова – забирает в свой загородный дом, организует сеансы приходящего психотерапевта и поет колыбельную: «...глазки закрывай – баю-бай». «Мне так страшно, Кать». – «Не бойся, я с тобой». Она едва ли не единственный человечный образ в «ДиКаприо» (нет, все-таки самый нормальный человек там – пожилая врачиха из инфекционного центра, которую периодически посещает нетрезвый Егор, актриса Наталья Потапова). И даже бывшая жена откликается на просьбу Егора достать денег.
Про жен. Очень противный образ Марины (Марина Александрова) – жены Льва на сносях. Она периодически закатывает истерики – учиняет допросы, науськивает маленьких дочек и бессовестно манипулирует ими, она закатывается без приглашения на съемочную площадку к мужу и в дом Кати… Комически-гротескную сцену «Обеззаразить дом после Егора» не перескажешь, ее надо видеть!
Противнее Марины только охранник в инфекционной больнице (артист Дмитрий Мухамадеев. Честно, мерзее образа не припомню во всем мировом кинематографе), который пристает к посетителям – каждый раз к Егору при его появлении – с глумливо-агрессивным: «Что, сегодня заявился с женой? С утра-то успели пошпилиться? Это мужская земля, а вы, уроды, сдохнете, туда вам и дорога…» и несет прочие несусветные гадости; в нем как будто собрано-сведено все отвратительное отношение к гомосексуальному меньшинству.
Поворот начинается в шестой серии. Пока один в ступоре и депрессии находится в загородном доме, другой занимает на съемочной площадке его место. Теперь Лев – премьер, и куда делись скромность и вечное тушевание? Это он теперь опаздывает на съемку, требует кофе перед мотором и настырно лезет режиссировать. Наступает день рождения Егора, и все, кто только что так боялся заразиться – коллеги, Марина с малыми детьми, – срываются засвидетельствовать и поздравить. (Егор все понимает верно: «Клоунада. Приехали посмотреть, как я подыхаю».) Лев произносит пафосную речь: «Егор, братик мой, я тебя люблю!» – и через минуту получает удар в живот ножом, которым разрезали торт. Это несколькими минутами назад Егор подсмотрел сцену спонтанного секса Льва с Катей и теперь, повязанный, рычит, как волк. Что такое, он же Катю не любит, она его раздражает?..
В седьмой серии все отчетливо перевернется с ног на голову: Лев в больничном туалете намывает интимные места найденным здесь же чистящим порошком – и сбегает на ночь к Кате. Предыдущие серии обожавшая Егора будущая теща (Дарья Фекленко) поливает его кипятком из чайника, после чего он, размазывая слезы, поливает себя холодным душем в ванной комнате. И просит, просит, просит у всех прощения… Маленькие дочки по команде Марины выносят Льву сумку с вещами к лифту, а тот, без конца любовно сюсюкавший с женой, цедит: «Все ты сожгла своими истериками. Ненавижу тебя».
Развязка наступает в последней, восьмой серии: принято решение уехать с любимой на Гоа – Егор в поисках денег, Лев благородно жертвует брату карту с суммой, накопленной им на мотоцикл, – объятия, признания… Егор несется вдоль реки в эйфории, выкрикивая стихи… Внезапно его догоняет Лев, сваливает наземь, колотит кулаками и душит: несколько минут назад он осознал, что и сам теперь заражен (открыла глаза Катя). Финальные кадры – взвалив на спину соскальзывающее тело, плача, Лев, пошатываясь, идет с ним вдоль реки назад. (Раз сразу не сбросил в воду – возможно, хочет реанимировать?..)
Открытый финал. И беззвучные титры по темному полю. История о том, как Авель превратился в Каина и наоборот.
комментарии(0)