Юные телеведущие Николь Плиева и Александр Новиков в диалоге с главным редактором телеканала «О!» Анной Шнайдер. Фото © Департамент общественных связей АО «Первый канал. Всемирная сеть»
На федеральных телеканалах есть много программ не для детей, а о детях (выдающихся и талантливых). Видимо, затем, чтобы взрослому зрителю было кем умилиться, восхититься и по поводу чего ахнуть; детей-сверстников экранное вундеркиндство способно лишь вогнать в комплексы и недовольство собой.
Дело известное – дети (и животные) в кадре переигрывают всех. Очень выгодно тащить их на экран. А как они там будут жить дальше после своей телевизионной «минуты славы», не надломится ли хрупкая детская психика – кому какое дело. Ничего личного: телевидение у нас давно ни что иное, как отрасль коммерции.
Передач собственно для детей в федеральном эфире практически нет – кроме интеллектуальной «Умники и умницы» на Первом вспоминается разве что программа-ветеран «Спокойной ночи, малыши!». Бесценные форматы – «100 вопросов взрослому» на ТВ Центре и «Самый умный» на CТC давно канули в лету. С охватом детской аудитории с большим или меньшим успехом справляются многочисленные кабельные каналы (потребители особенно хвалят американский Nickelodeon), «Мульт» Цифрового телевидения ВГТРК и «О!» «Цифрового Телесемейства» Первого канала, а также федеральный канал «Карусель».
Запущенный около двух лет назад, «О!» оказался кафедрой, не скучной и востребованной (по подсчетам компании Mediascope, объем его зрительской аудитории за неполный 2018 год насчитывает более 10,5 млн человек). Став первым русскоязычным детским познавательным телеканалом, «О!» предлагает развивающие программы и побуждает самостоятельно изучать мир. Программы направлены как на интеллектуальное, так и на эмоциональное развитие ребенка (что понятно даже из их названий – «Лапы, морды и хвосты», «Доктор Малышкина», «Мой музей», «Лабораториум», Magic English). Круглосуточное (!) вещание состоит из обучающего и развлекательного контента собственного производства, а также продукции лучших мировых производителей. Необычное позиционирование – для дошкольников 4–7 лет; видимо, здесь понимают, что разговор с дошкольниками интонационно и эмоционально совершенно другой, нежели разговор со школьниками и тем более подростками.
Побывав пару дней назад на презентации этого канала («Мы расскажем, как создаем востребованный познавательный канал для современных детей»), я была впечатлена. На канале существует экспертный совет из психологов и педагогов. В речах выступающих звучат такие понятия, как «осознанное родительство» и «социальная миссия канала». На большом экране кадры из кулинарной программы – очаровательная малышка сообщает: «Мы с вами современные образованные люди и знаем о пользе брокколи», кадры из программы «Мой музей» – очаровательная малышка рассказывает о копии в Пушкинском и оригинале во Флоренции не чего-нибудь, а «Райских врат» («Врата Рая») Лоренцо Гиберти. Кто не знает – в XV веке они были отлиты из бронзы и украшены сценами из «Книги Бытия» (Библия). Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая. Жертвоприношение Каина и Авеля. Давид убивает Голиафа. Ной. Моисей. И так далее – в хронологическом порядке.
В эфире «О!» показывают много промороликов – как было сказано на презентации, любой желающий «ребенкозритель» может прислать заявку на участие в съемках, и она будет рассмотрена (а в этот момент на экране – очаровательное рыжее создание доверительно сообщает: «Я хочу стать, когда вырасту, этим самым, как его… директором аквапарка»).
Как только я узнала, что директором департамента детских и юношеских программ АО «Первый канал. Всемирная сеть» является Вера Оболонкина, мне все стало понятно. Медиаэксперт и продюсер, делавший, до его закрытия, великолепный канал документального мирового кино «24 Doc» и много чего до него. Оболонкину считают «мамой» отечественного детского телевидения – она имела отношение к созданию одного из первых российских детских каналов «ТелеНяня».
Мы 30 лет слышим, что телевидение – больше не кафедра; убедиться в обратном, тем более на канале, предназначенном для детей, было исключительно приятно. Как и подтвердить свою мысль, что все дело в профессионализме, вкусе и совести топ-менеджеров, а не в нагрянувшей «коммерческой» эпохе.
комментарии(0)