Главные роли – супружескую пару – сыграли Мария Миронова и Анатолий Белый. Кадр из фильма
На Первом канале начался показ нового 12-серийного проекта Валерия Тодоровского (продюсер, автор идеи) «Садовое кольцо» о жизни современного российского среднего класса. Это режиссерский дебют Алексея Смирнова, сына известного режиссера Андрея Смирнова.
Немного странно, что сериал, который заранее называли событием, поставили в эфир по окончании телесезона и во время ЧМ по футболу. Странно и что сразу после «Садового кольца» – буквально впритык – повторяют чудесную «Оттепель» режиссера Тодоровского (понятно, в чью пользу получается сравнение).
Проекты Валерия Тодоровского всегда успешны – что режиссерские, что продюсерские, и от очередного ждали многого; кроме причастности мастера, в активе – блестящая актерская команда (Мария Миронова, Анатолий Белый, Евгения Брик, Ирина Розанова, Юлия Ауг, Максим Виторган, Мария Голубкина, Александра Ребенок, Андрей Смирнов, Дуня Смирнова) и расхваленный где только можно сценарий Анны Козловой, известной широкой публике по сценарию к сериалу «Краткий курс счастливой жизни».
Отчасти удивляет, что «Садовое кольцо» анонсировалось как первый сериал о российском среднем классе, в то время как «мылу» о «богатых» на федеральных каналах несть числа, – больше снимают разве что о ментах. Типичный анонс подобной продукции: «Москвичке N можно только позавидовать. У нее идеальная семья, в доме царят любовь, согласие и достаток. Но в один прекрасный день все кардинально меняется. Пытаясь разобраться, что произошло, героиня начинает собственное расследование и обнаруживает, что привычный мир, который окружал ее долгие годы, совсем не таков, каким казался...» Точно так же начинается и описание «Садового кольца» – с тем отличием, что указаны возраст («37-летней москвичке…») и конкретика («Но в один прекрасный день исчезает ее сын»).
Резкое отличие от «мыльной» продукции – отсутствие сказочности и фальши, а также наличие весьма жесткого, действительно современного тона всей этой истории.
На разных интернет-ресурсах по-разному обозначен жанр «Садового кольца»: психологическая семейная драма, детектив, мелодрама, сатира. Ясность вносят слова режиссера: «У зрителей всю первую половину фильма должно быть чувство – как же хочется убить всех этих москвичей зажравшихся! Первые три серии должны вызывать ненависть к этим людям и желание их уничтожить. В следующих трех возникнет детективная история. Дальше три серии чистой драмы. А три последние серии – это мой любимый жанр «все сошли с ума».
То есть на этой неделе покончили с ненавистью и досматриваем детектив, кульминацию и катарсис ожидаем на следующей.
Сатирой (самое частое определение в интернет-отзывах; еще пишут, что, мол, это «богатые тоже плачут» в более глубокой, чем обычно, трактовке) свое детище Смирнов не считает, но полагает, что элемент комедийной злой иронии в нем, безусловно, есть. Его развернутое объяснение, о чем сериал: «Садовое кольцо» – это история о так называемой психологии вытеснения сознания, когда человек вытесняет из своего сознания окружающий мир, который ему некомфортен. И о том, как этот мир его догоняет и что происходит при этом». Проще сказать, кино о людях, существующих в своем комфортном мирке, которых в какой-то момент настигает реальность, и тогда рушится все.
Самое большое удивление, конечно, вызывает возраст (приступил к съемкам в 23 года) и отсутствие послужного списка (две короткометражки за душой) режиссера Алексея Смирнова. Это, конечно, очень современно (к примеру, на всех «работных» сайтах от соискателей требуется наличие стажа от 3 до 6 лет, что означает – им должно быть не старше 30 годочков), но вроде бы режиссура – такая штука, которая требует жизненного опыта и мудрости, нет?..
В активе у юного Смирнова – генетика, учеба во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева, ну и знание материала изнутри, поскольку он и сам житель Садового кольца. С этической точки зрения плохо представляется, как мальчишка может диктовать, что делать в кадре, актерам вдвое-втрое старше себя с послужным списком в сотню фильмов, однако они, судя по словам сыгравшего главную роль Анатолия Белого, вроде бы не в накладе: «Этот 24-летний дерзкий, наглый, талантливый зараза вокруг себя собрал нормальную такую когорту актеров и со всеми с ними справился, я бы даже сказал – расправился».
Ну, а то, что одну из главных ролей сыграла жена продюсера (Евгения Брик), музыку написала дочь мастера по ВГИКу (Анна Друбич), режиссер снял своих сестер (одна из которых – Дуня Смирнова) и отца (Андрей Смирнов) – это нормально, такое у нас принято и в шоу-бизнесе, и в политике, и везде.
комментарии(0)