0
7175
Газета Телевидение Интернет-версия

08.12.2017 00:01:00

"Хождение по мукам", версия

Тэги: нтв, сериал, экранизация, трилогия, алексей толстой, константин худяков


нтв, сериал, экранизация, трилогия, алексей толстой, константин худяков После всех испытаний обе пары наконец обрели друг друга (слева направо): Телегин (Леонид Бичевин) и Даша (Аня Чиповская), Катя (Юлия Снигирь) и Рощин (Павел Трубинер). Кадр из телефильма

На канале НТВ закончился показ 12-серийного фильма Константина Худякова «Хождение по мукам» – третьей экранизации трилогии Алексея Толстого. Приуроченной к 100-летию  революции  и, конечно, обреченной на сравнение с предыдущей  экранизацией  1977 года режиссера Василия Ордынского.

Правда, сам Худяков считает, что его работа – это не конкуренция с ранее вышедшими картинами, а «…самостоятельное прочтение романа в наш век.  Каждое поколение снимает свою версию, на то роман и бессмертный, потому что каждое поколение из этого романа вытаскивает то, что созвучно его эпохе, его времени». Утилитарно, но похоже на правду.

Однако, судя по отзывам в Интернете – на 10 страстно-отрицательных один вяло-положительный, – новая экранизация проигрывает старой. Как оказалось, зрители прекрасно помнят и любят Дашу – Ирину Алферову, Катю – Светлану Пенкину, Рощина – Михаила Ножкина, Телегина – Юрия Соломина. Тех рефлексирующих героев, то неспешное повествование и общую декадантскую ноту картины. А кто-то даже помнит, что фильм, события которого происходят с 1914 по 1919 год, снимался тоже пять лет – то есть актеры, как и их герои, менялись с течением времени, а не только с помощью грима.

Те, кого разочаровала премьера, задаются вопросом: с какой целью, кроме «датской», было снято? Снято – про что?

Новая экранизация («по мотивам», как сказано в титрах. Кстати, сделанных весьма красиво: на страницах романа один за другим застывают кадры, одномоментно превращаясь в карандашные наброски) была снята за год, распиарена неимоверно, и даже премьера ее состоялась сперва на кинорынке в Каннах и только потом в эфире НТВ. 

Первая серия заканчивается  истошным криком «Да здравствует революция!» – сценой с бунтующими рабочими Балтийского завода и казаками, вынужденными стрелять после провокации. А начинается с петербургского аристократического быта сестер (Катя – Юлия Снигирь, Даша – Аня Чиповская), увлеченных футуризмом и поэтом Бессоновым (Антон Шагин). Почему-то всем не пришелся Бессонов–Шагин («Михаил Козаков красивее был!»), хотя злую карикатуру на Блока написал автор,  актер же создал образ почти трагический – социопата, только и способного, что зарифмовывать в строчках веяния времени и зачитывать их экзальтированным дамочкам, и в конце концов застрелившегося. Очень качественная актерская работа. И просто превосходная работа – у Андрея Колгана (адвокат Смоковников, первый муж Кати); это им произносится ударная фраза первой серии: «Здесь, в Петербурге, был выдуман новый русский мужик, боюсь, чтобы это не закончилось большой кровью».

Играющие главных героинь актрисы Снигирь и Чиповская красивы, выразительны и стараются, актеры, играющие главных героев (Рощин – Павел Трубинер, Телегин – Леонид Бичевин), более или менее харизматичны и тоже очень стараются; здесь вообще много качественных актерских работ, что называется, долго перечислять. Но вот такая вещь, как узнаваемость… Леонид Бичевин недавно снялся в комедийном сериале «Адаптация»,  сыграв там главную роль – американского шпиона, внедрившегося в «Газпром». Смотришь на Телегина и видишь обаяшку-шпиона, ибо отличие во внешнем виде героев лишь в одежде! Это очень мешает. Неужели один Сокуров понимает про незамыленные лица?..

А еще в процессе смотрения возникает, скажем так, нежданно-негаданное. А именно: ты видишь, как налаженный, уютный, эстетически совершенный мир, его славные и благородные люди попираются нарастающими агрессией, хаосом, безграмотной толпой, отдельными выходцами из низов… Акценты расставлены так? Вопрос, многим и посейчас не дающий покоя, озвучивает Рощин: «Как мы позволили уничтожить громадную страну, дать власть хамам?» Даша, соглашаясь стать орудием в руках эсера Савинкова (Александр Галибин), говорит: «Я ненавижу эту власть!» А Мамонт Дальский (Дмитрий Дюжев) убеждает ее: «С вашими честностью и благородством здесь не выжить». 

Так экранизация эта – о том, какой страшной была русская революция (показаны скорее переворот и катастрофа) 17-го года? С чего бы вдруг такое откровение? Или это некое предостережение зрителям: посмотрите, насколько  страшна революция как таковая, чтобы никогда больше в голову не пришло?.. 

Ответ, предположительно, на сайте НТВ: «Важно помнить, что «Хождение по мукам» – это не анатомия протеста. Главное здесь –  человеческие судьбы. Революция – багровый и от флагов, и от крови, но все же фон для жизненного выбора героев». (О, так снимали к 100-летию фона?) А следующее высказывание режиссера Худякова – должно быть, с закрытой премьеры фильма в «Октябре»: «Ситуация, которая происходила с героями Толстого, очень рифмуется с нашим временем. Герои постоянно находятся в экстремальной ситуации бесконечного выбора. Спокойное существование в Советском государстве закончилось, и теперь люди должны принимать решения и совершать поступки. Вот это право выбора, возможность этого выбора, эта ситуация очень, мне кажется, рифмуется с тем, что было 100 лет назад».  

А когда это люди не находились в ситуации бесконечного выбора? Начиная с Понтия Пилата, продолжая Гамлетом и по сю пору – всегда! Это у Алексея Толстого, вернувшегося из эмиграции в советскую Россию, чтобы стать красным графом, был выбор, – у его героев  выбор  был вынужденным. 

В чем же приближение новой экранизации к современным реалиям? В  сегодняшнем темпоритме ленты. В лихо закрученной даже не двойной – тройной лав-стори (есть еще пара на первом плане, поручик Жадов – Андрей Мерзликин и революционерка Лиза – Светлана Ходченкова, эта –  самый отвратительный образ из всех). В некоторых прямо-таки актуальных высказываниях: диалог Кати со Смоковниковым о Первой мировой («Но на нас никто не нападал» – «Это интересы государства!»), его заявление: «Да я ни за какие революции не отдам наши территории, Киев, например!» А спор раненых в госпитале об имперских амбициях и территориях, принадлежащих русским! Право, хоть переноси в ток-шоу любого федерального канала.

Кончаются «Муки» вроде хеппи-хеппи-эндом: все воссоединились и в личном, и в общественном плане (пришли к сотрудничеству с новой властью), но что это за надпись появляется на экране перед заключительными титрами? «Жива память о страшных страницах в нашей истории», и затем «Рощин арестован и расстрелян в 36 году, Катя скончалась в сибирской ссылке, Телегин пропал без вести в битве за  Москву в 41 году»… Что это, попытка объективности, дань моде, желание потрафить и вашим и нашим?..

Понравились неяркость, приглушенность кадра: работа оператора (Максим Шинкаренко) и художника (Сергей Филенко). Кстати, снимали сериал не в декорациях, а в усадьбах и музеях; костюмы из «Хождения по мукам» сейчас выставлены в Историческом музее в Москве. Еще понравилась музыка, написанная для фильма (Юрий Потеенко). И это, пожалуй, все.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
217
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
206
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
204
Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Екатерина Трифонова

Процессуальный механизм отвода участников судопроизводства срабатывает эпизодически

0
356

Другие новости