Побегать юным героям придется и в Америке (Гоша – Анвар Халилулаев, Леха – Сергей Романович). Кадр из сериала
Мистический триллер про путешествия во времени перекочевал с ТНТ на новое место вместе с продюсерами Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым. Сценарист (Илья Куликов) и основной актерский состав остались прежними, однако снимал новые серии Павел Костомаров, оператор и режиссер-документалист, не так давно дебютировавший на телевидении как постановщик второго сезона еще одного хита – сериала «Закон каменных джунглей», а само действие будет разворачиваться на территории США – с американскими актерами и голливудским размахом.
Такой поворот – не прихоть создателей, а оправданный финалом первой части ход. В вышедших в 2014 году восьми сериях герои-подростки с помощью машины времени отправляются в 1986 год, где ценой своих жизней предотвращают Чернобыльскую катастрофу. Выжить удается только Паше (Константин Давыдов) – вернувшись в свое время, он обнаруживает, что Советский Союз не распался, а взрыв на АЭС все-таки произошел – правда, в Америке, где с тех пор не утихает гражданская война и где есть своя зона отчуждения, образовавшаяся вокруг разрушенной станции «Калверт Клифс», и своя Припять – город-призрак Ласби.
Почему бы не остаться в этом «дивном новом мире» победившего социализма и оставить «чернобыльскую» проблему на откуп далеким американцам? На эти вопросы авторы сериала довольно ловко отвечают в самом начале – у непогибшего Паши есть советский двойник (от него, впрочем, быстро избавляются), а что еще хуже – злодей Костенко (Евгений Стычкин) из первого сезона жив-здоров и все еще злодей, так что лучше сбежать за границу и попытаться во второй раз изменить прошлое. Паша находит Лешу (Сергей Романович), Гошу (Анвар Халилулаев), Настю (Валерия Дмитриева) и Аню (Кристина Казинская) – «некогда объяснять, надо лететь в США» – и вместе с ними отправляется в постапокалиптическую Америку.
Необходимость второго сезона такого проекта, как «Чернобыль», – вопрос спорный. Несмотря на открытый финал, первая часть выглядела произведением вполне законченным – и для телевидения в каком-то смысле даже революционным. Подростковый фантастический триллер с умеренной долей мистики и исторической достоверности, динамичный, качественно снятый и написанный мини-сериал с симпатичными героями в исполнении молодых и неизвестных актеров – это тоже своего рода приятный тренд, панацея от набивших оскомину ТВ-звезд с центральных каналов, кочующих из одного «мыла» в другое. С другой стороны, выход второго сезона в случае с «Чернобылем» вполне логичен и является, очевидно, результатом как успеха первого, так и перехода Федоровича и Никишова на ТВ-3 – что-то нужно было унести с собой и сделать еще лучше.
Или хотя бы зрелищнее. Тут и заставка в стиле «Ходячих мертвецов», и локации будто из «Безумного Макса», и экшен-камеры, и настоящие американцы – sci-fi боевик, но с русской душой. Несмотря на то, что добрая половина новых персонажей говорит по-английски с переводом на русский (но так, чтобы не заглушать оригинал!), основные персонажи, пытаясь изо всех сил выжить на выжженной чужбине, беспрестанно терзаются смутными сомнениями и – к месту и не к месту – выясняют запутанные любовные отношения с рвением героев любого российского фильма или сериала. Они повзрослели, и авторы второго сезона не оставили это без внимания, разумно решив, что и аудитория подросла – возрастной рейтинг второго сезона явно стал выше, видеоряд откровеннее, жанр суровее. Уже по первым сериям можно предположить, что акцент с хоррор-мистики смещается в сторону этакого фантастического вестерна – про одичавший Запад.
Авторы, как уже было сказано, довольно умело пользуются наработками иностранных коллег, что в целом вовсе не упрек, хотя местами выглядит немного искусственно. Нарочито нерусские локации – заброшенная, заваленная хламом пустыня вокруг взорвавшейся американской АЭС – ничего общего не имеют с лесами вокруг Чернобыля – хоть и подобраны со вкусом и сняты эффектно, поначалу кажутся чем-то чужеродным. Или же, наоборот, – чужеродны попадающие сюда со своими великорусскими страстями герои. С другой стороны, они на этой территории и правда чужаки. Как и в целом пока российское телевидение – к счастью, с появлением таких проектов все-таки шагающее в сторону более качественного, пусть пока только с визуальной точки зрения, кинематографического продукта. К тому же помимо Америки, худо-бедно пережившей конец света, во втором сезоне есть и Россия, которую в реальности «Чернобыля» апокалипсис миновал – создателям сериала пришлось нарушить законы истории и прибегнуть к сослагательному наклонению, представляя, что было бы, если бы Союз не распался. В том числе, опять же с визуальной точки зрения, создать на экране образ утопического государства.
Единственное, чего, кажется, не стоит искать в новом «Чернобыле», так это политики, как бы сильно ни хотелось в свете как нынешних российско-американских отношений, так и напряженной атмосферы внутри страны, – исторической достоверности здесь, к счастью, еще меньше, чем в первом сезоне. На экране, как и полагается в искусстве, царит высокохудожественный вымысел – можно, наверное, вздохнуть с облегчением.