На пути к успеху Троцкий (Константин Хабенский) жертвует друзьями, союзниками, детьми, моралью. Кадр из сериала «Троцкий»
Приближается дата 100-летия русской революции. Или переворота. Или катастрофы – как на чей взгляд. Главные телеканалы, понятно, не могли пройти мимо этой цифры и приготовили по «датскому» сериалу. Первым 5 ноября стартует со своим продуктом – восьмисерийным «Демоном революции» – канал «Россия 1», за ним 6 ноября вступает Первый канал – с тоже восьмисерийным «Троцким».
Вообще-то демоном, архитектором, иконой и пророком революции обычно называют Льва Троцкого. В данном случае под демоном революции подразумевается марксист и социал-демократ Александр Парвус, мало кому из потомков известный – в отличие от Троцкого (с которым они, кстати, долгое время шли по жизни рядом). Режиссер сериала Владимир Хотиненко добавил и еще краску на пресс-конференции, назвав Парвуса серым кардиналом революции.
Фигура эта и впрямь прелюбопытна – одна история с Горьким чего стоит. Когда Парвус был литературным агентом Горького, пьеса «На дне» его стараниями была поставлена в Германии и имела исключительный успех. Часть суммы, полученной от постановок, составлял агентский гонорар самого Парвуса, другую он должен был передать автору, третью – в партийную кассу РСДРП. Однако, по утверждению писателя, никто, кроме Парвуса, своих денег не получил. По жалобе Горького дело рассмотрел третейский суд в составе Бебеля, Каутского и Цеткин, вследствие чего Парвус был морально осужден и исключен из партии.
Эмигрировавшего из России, его несколько раз высылали и из Германии. Ленин часто бывал у него в Мюнхене, благодаря ему познакомился со многими видными революционерами (в том числе с Розой Люксембург), именно в мюнхенской квартире Парвуса печатался тираж газеты «Искра». Это позже Ленин счел, что Парвус компрометирует его, – известная фраза «Революцию нужно делать чистыми руками» адресована Парвусу. Кто бы говорил…
В редакции «Искры» состоялось и знакомство Парвуса с Троцким, которого он увлек своей теорией «перманентной революции». В октябре 1905-го оба одновременно вернулись в Россию, Парвус по подложному паспорту, оба приняли непосредственное участие в создании Петербургского совета рабочих депутатов и вошли в его Исполком. Вместе они арендовали «газету-копейку» («Русскую газету»), та с новыми редакторами быстро приобрела популярность: тираж ее в считанные дни поднялся с 30 до 100 тыс., а через месяц достиг 500 тыс. экземпляров. После Декабрьского вооруженного восстания обоих судили; в отличие от Троцкого, приговоренного к пожизненному поселению в Сибири с лишением всех гражданских прав, Парвус получил лишь 3 года ссылки в Туруханский край; и один, и другой по пути в ссылку бежали. Потом Парвус увлекся революционными событиями на Балканах и даже поселился в Константинополе, затем стал официальным представителем ряда немецких компаний и вроде бы свои первые миллионы заработал на поставках в Турцию оружия во время Балканских войн 1912–1913 годов... А некоторые историки утверждают, что еще в Турции Парвус стал германским агентом. Весь этот культпросвет к тому, что действие сериала разворачивается позднее, в 1915–1917 годах, в центре сюжета – вопрос финансирования Германией русской революции, и без предыстории герой, действительно, получается эдаким демоном-демоном.
В марте 1915 года, и это исторический факт, Парвус направил немецкому правительству подробный план организации революции в России, известный под названием «Меморандум доктора Гельфанда» (настоящая фамилия доктора философии Парвуса). В нем предлагалось подрывать мосты, поджигать нефтяные скважины, а для того чтобы это происходило повсеместно, не только снабжать народ взрывчаткой, но и создать четкую и популярную инструкцию, в которой будет объяснено, каким способом нужно подрывать крупные здания. Ключевую роль в своем плане Парвус отводил большевикам.
В сериале немецкое правительство выделяет Парвусу деньги для организации революции в Российской империи, он также организует возвращение в Россию лидера большевиков Владимира Ленина (который в тот момент находился в соседней Швейцарии, но встречаться категорически отказался. Как отреагировал на это Парвус и почему открыл шампанское в день смерти Ленина – увидим в сериале).
Роль Парвуса исполнил Федор Бондарчук, в роли Ленина снялся Евгений Миронов. Особого грима нет ни у того, ни у другого, что, конечно, не помогает восприятию (очень уж «замыленные» лица у этих актеров). Противостоящего Парвусу агента императорской контрразведки сыграл Максим Матвеев, в фильме также снимались Виктория Исакова (Инесса Арманд), Дарья Екамасова (Надежда Крупская), Александр Балуев (начальник контрразведки); Троцкого, судя по заявленным персонажам, в фильме нет.
А вот в сериале Первого канала «Троцкий» (режиссер Александр Котт) Парвус присутствует, здесь его сыграл Михаил Пореченков (а Ленина – Евгений Стычкин). Одну из главных ролей, канадского публициста Фрэнка Джексона, сыграл ухитрившийся сняться в обоих сериалах Максим Матвеев. Фильм начинается с того, что Троцкий (Константин Хабенский), проживающий в изгнании после неудачного покушения на его жизнь, решает оставить политическое завещание в форме интервью. Собственно, весь сериал и построен на этих беседах с Джексоном и камбэках – воспоминаниях Троцкого. Как сказал сценарист сериала Олег Маловичко: «Мы не ставили себе целью выставить политическую борьбу главной темой нашего фильма. Мы изначально определили жанр фильма как исповедь, и главным источником информации для нас были мемуары, в частности книга Троцкого «Моя жизнь».
Весьма ярко высказался о сериале Константин Эрнст: «Лев Троцкий был реальным продюсером Октябрьской революции. Мы делали сериал не только о политике, но и о поп-звезде. Бронепоезд, кожаный плащ, летные очки и мотоциклы… Только электрогитары не хватает! В отличие от Ленина Троцкий выглядит настоящим героем рок-н-ролла. И вся его жизнь – тюрьма, революция, должность военного министра, изгнание, любовь Фриды Кало и убийство – это истинная драма. Когда ты спишь с Фридой Кало, а Сталин посылает Давида Альфаро Сикейроса убить тебя – вот это и называется по-настоящему интересной жизнью». Вторят ему сценарист Олег Маловичко: «Мы задумали образ Троцкого как рок-звезды. Он умел владеть толпой, совсем как зрителями во время концерта. Мог переагитировать полк дезертиров, убедить в своей правде и заставить пойти за собой кого угодно. Он и выглядел как звезда – весь затянут в черную кожу с мелкими вкраплениями красного. Его всюду сопровождала «кожаная сотня» – латышские стрелки гренадерского роста и тоже все в коже с головы до ног», и продюсер Александр Цекало: «Он был оратор фантастический! Троцкий не просто разговаривал с народом: он занимался с толпой вербальным сексом. Рок-звезда и по форме своей, и по сути Троцкий действительно был иконой революции. Его боялась и уважала армия, которую он, собственно, и создал. Он ездил на своем бронепоезде и возбуждал, эрегировал страну – на войну, на победу. Это Троцкий уговорил Ленина вернуть в армию царских офицеров. У него есть две безусловные заслуги – создание Красной армии и организация отправки «философского» парохода в 1922 году. Именно Троцкий убедил Ленина заменить расстрел представителей российской элиты на изгнание». Увы, не всех – на «философском» пароходе спаслись всего 255 человек…
Любопытно, расскажут ли в сериале, почему герой взял себе именно такой псевдоним (Николаем Троцким звали надзирателя одесской тюрьмы, где Лев Бронштейн отбывал свой первый срок)? Судя по тому, что в перечислении ролей значится Сергей Гармаш (тюремный надзиратель) – расскажут.
Исполнитель главной роли Константин Хабенский: «Меня в Троцком-человеке ничто не привлекает. Но он – крупная фигура ушедшего века». Да уж, практик марксизма и творец революции со всеми вытекающими…
Итак, продюсер Роднянский против продюсера Цекало, режиссер Хотиненко против режиссера Котта, Федор Бондарчук против Константина Хабенского. Достойные соперники, кто перетянет канат зрительского интереса – можно только догадываться.