На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» режиссер Владимир Бортко и актеры Аня Чиповская и Алексей Чадов. Фото автора
Режиссер Владимир Бортко непредсказуем. То попадание в киноклассику с «Собачьим сердцем», то совмещение режиссерской работы с депутатской. То обращение к литературной классике, то скандал с предпоследней (по его словам, ключевой в его жизни) картиной под названием «Душа шпиона». Тогда Бортко заявлял информагентствам, что фильм не выпускают в прокат по цензурным соображениям; в итоге картина вышла малым экраном, побывав тем не менее в номинантах «За лучший фильм» и «За лучшую режиссуру» на 39-м МКФ в Монреале.
Новый фильм Бортко, чья премьера состоится через неделю в «Октябре», удивил и жанром (эротическая мелодрама), и названием «О любви». Это современная, отчасти клишированная история, недаром некоторые коллеги говорили на пресс-показе, что чувствуют себя как на премьере сериала канала «Россия». Ну, поглубже, ну, покрасивше (Петербург и впрямь снят красиво, одно из очевидных достоинств фильма – работа оператора Елены Ивановой) сделано, опять же великолепный актерский подбор. Но главный герой – банкир (если верить сериалам, идущим на федеральных каналах, не только на «России», большая часть отечественного мужского населения именно банкиры), но беременность героини как главный козырь… Как-то это больше про эксплуатацию расхожих банальностей, чем про любовь. Да и в главных героях, сыгранных Аней Чиповской и Дмитрием Певцовым, особой любви замечено не было. Так, в его случае страсть и желание разнообразить будни, в ее случае – страсть и расчет… Вот в оставленных супругах, сыгранных Алексеем Чадовым и Марией Мироновой, любовь присутствует.
Но по порядку.
…Молодая супружеская пара, студентка университета и профессор-китаист, все у них вроде хорошо, но каждая копейка на счету, но ипотека душит… Даже во время секса разговоры о наболевшем. (Кстати, существование профессора-китаиста в нашей действительности списано Бортко с собственного сына и потому весьма жизненно: помимо работы над докторской, это подработка экскурсиями и получение навара за то, чтобы отвести туристов в ту, а не другую сувенирную лавку). А тут вынужденное знакомство (позвали переводчицей на деловую встречу) с очаровательным банкиром, по странному совпадению оказавшимся владельцем того самого банка, куда супруги задолжали по ипотеке...
Банкир водит студентку ужинать в места такого хай-класса, о существовании которых она даже не подозревала, и ясно дает понять, чего от нее хочет; поначалу Нина возмущенно отказывается, что в логике характера ее героини. Но очередная истерика мужа из-за ипотечной задолженности, предложение «прекрасного принца» все уладить, и с Ниной происходит удивительная метаморфоза: из подавленной девушки, решившейся на поступок, противный ей самой, она превращается в страстно влюбленную особу. А ведь сделка налицо; ну, ладно, допустим, извивы женской психики и подсознания. Или, допустим, хороший секс. Но при чем здесь любовь-то?
Супруги сторон реагируют по-разному на происходящее: рациональный профессор – бурно и эмоционально, жена банкира – тихо и мудро. А интеллигентная студентка принимается вести себя очень странно по интеллигентным стандартам. Она ведет себя так, словно ее очаровательный банкир свободен и одинок: звонит ему в любое время суток, требует встречи в любое время суток. Это начинает его тяготить, он уже и не каждый раз берет трубку… Но, будучи человеком ответственным, покупает для нее элитное жилье, когда она сбегает от мужа, и (внимание!) турагентство для нее, уже по ее просьбе.
Новообразовавшаяся пара – банкир Сергей (Дмитрий Певцов) и студентка Нина (Аня Чиповская). Кадр из фильма |
Тут бы и сказке конец, но звучит банальное «я беременна», что меняет или ломает жизнь всем. Наш банкир ну очень не хотел уходить из семьи, от понимающей жены и сына-школьника, но...
Но самый бенц, конечно, когда жена благословляет его на уход типа там будет младенчик, ты нужен ему. Ни одна женщина не ущемит интересов своего ребенка в пользу чужого, и уж особенно в подобной ситуации! Либо господин Бортко в лице жены писал героиню шекспировского масштаба и тогда недостаточно прописал, либо подсмотрел ее образ в житиях святых. Он, кстати, поведал на пресс-конференции, что мужское и женское мнения в проведенных фокус-группах показательно разделились: если мужчины были на стороне Нины, то женщины сочли ее стервой. (Понятное дело, своя сестра для женщин – открытая книга) «Когда вы были влюблены, неужели думали о том, через что переступаете?» – спросил Бортко журналистов, кое-кого повергнув в ступор.
…А жизнь как-то продолжилась. Усеченная на главу семьи у героини Мироновой, средненькая, с подменой на университетскую подружку, у профессора и, как это ни странно, не сказать чтобы счастливая у новоявленной пары. На Нине теперь шубка и бриллианты, бывшие сказочные места стали повседневностью, она современная деловая женщина, а где хотя бы радость, не говоря про любовь? Безрадостен и ее банкир…
Похоже, не было у героини никакой любви: были увлеченность и подсознательное стремление изменить свой статус, что и свершилось. Сам Бортко утверждает, что его героиня – современная Анна Каренина: «Главный урок фильма: возмездие за измену неминуемо настигнет. Можно броситься не под поезд, а вот в это во все. Типичная ситуация женской измены раскрывается в ключе нового времени и оборачивается современным исходом. К чему пришла в итоге героиня?»
Вот в этом месте публика наверняка согласится с режиссером: действительно, ни к чему, разве что к такой малости, как состоятельность и уверенность в завтрашнем дне. И в цельность натуры Нины я не верю: быть может, режиссер хотел показать, как в наше время любая цельная и интеллигентная натура трансформируется в щучку? Но он не хотел, по его словам, героиня ему очень дорога и он восхищается тем, какая она сильная.
Что касается сравнения с романом Льва Толстого – мне фильм показался скорее вариацией картины Гии Данелия «Осенний марафон». Так сказать, «Осенний марафон» два поколения спустя. «Осенний марафон» от 2017 года.
На пресс-показе на экране стоял гриф 18+ (мне еще подумалось, что паре откровенных сцен, так сказать, в динамике, можно бы поставить и 21+), но пришли сведения, что в прокат фильм выходит с возрастным ограничением 16+. Интересненько… Справедливости ради хочу заметить, очень красивы горизонтальные статичные сцены «обнаженки», оператор сказала, что выстраивала их под Родена (абрисы Родена и на титрах в начале фильма).
Чувствую, следующая работа режиссера Бортко удивит еще больше, ибо будет по роману Проханова о Донбассе 2014 года.