«Табу»: этот взгляд не пощадит никого. Кадр из сериала
Канал FX совместно с BBC One выпустил сериал «Табу» – мрачную драму про Джеймса Дилейни (Том Харди), который в 1814 году объявляет войну могущественной Ост-Индской компании, а заодно и всей Великобритании с ее цивилизованным лицемерием и имперскими амбициями. Покойный отец завещал Джеймсу, который числился погибшим, остров Нутка у побережья Канады. Земли также необходимы Ост-Индской компании, чтобы оказывать давление на Америку, а тут вмешался «покойник», которого все к тому же считают сумасшедшим (как и его родителей). Джеймс же собирается мстить за умершего, судя по всему, не своей смертью отца и за мать, которую старший Дилейни вывез с Нутки и держал взаперти, так как на островитянку косо смотрели. Впрочем, у него полно и других секретов: например, ему приписывают каннибализм, которому он обучился в Африке.
«Табу» написал сценарист и режиссер Стивен Найт, который уже сотрудничал с Харди на фильме «Лок» (Найт его написал и срежиссировал), а также на сериале «Острые козырьки».
«Легенды»: два Харди по цене одного. Кадр из фильма |
Идея «Табу» принадлежит Харди – и здесь ему позволяют солировать на полную катушку: неизвестно, что мрачнее – загнивающий Лондон или восставший с того света Дилейни, изъясняющийся исключительно грозным шепотом. Роль в шоу BBC соответствует стереотипу о максимально эффективном использовании Харди в кадре: в большом кино ему нередко достаются роли немногословного человека-медведя. Таким он представал и в характерной роли суперзлодея Бэйна из боевика «Темный рыцарь: Возрождение легенды», и в качестве молчаливого брутального бутлегера Бондуранта из «Самого пьяного округа в мире», да и главная роль в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости» предполагала минимум реплик, максимум выразительного молчания. Диапазон артиста же гораздо шире, о чем, кажется, он и сам забыл, загоревшись идеей «Табу». Мрачный, завораживающий, но романтически наивный сериал при этом – отличный повод вспомнить, что же еще умеет Том Харди.
«Выживший» (2015)
Завораживающе снятый оператором-виртуозом Эммануэлем Любецки, монотонный и зацикленный на одной мысли фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту принес долгожданный «Оскар» Леонардо Ди Каприо. Были и сторонники, чтобы наградить Харди, – его скальпированный и подлый добытчик пушнины не так демонстративно страдал и меньше изнурял себя на съемках, но в тени премьера не остался. Выходы британца на фоне агонии главного героя выигрывали за счет концентрированности, хотя «Оскар» ни у кого отбирать, конечно, не нужно – Ди Каприо его заслужил.
«Легенда» (2015)
В фильмографии каждого хорошего актера есть посредственная лента, на съемки в которой он согласился ради очевидного артистического вызова. Том Харди в «Легенде» снялся, вероятно, по единственной причине – чтобы сыграть гангстеров-близнецов Реджи и Ронни Крэя, которые реально правили лондонским Ист-Эндом в 60-е. Говорящий через губу психопат в очках Ронни и обаятельный кинематографический бандит Реджи – два противоположных характера, которые тут нередко существуют в одном кадре и даже дерутся. Кроме перформанса Харди режиссеру Брайану Хелгеленду оказалось представить больше нечего: «Легенда» состоит из гангстерских штампов пополам с сомнительным мелодраматизмом.
«Лок» (2013)
Впечатляющий перформанс Харди в «Бронсоне». Кадр из фильма |
Первая встреча Стивена Найта и Тома Харди – в «Острых козырьках» он появится уже после чистого бенефиса в камерной драме про прораба, который едет в машине, пока все его идеалы оказываются под угрозой сноса. Лок должен контролировать важную стройку, смотреть футбол с детьми, налаживать отношения с женой, но вместо этого он старается поступить правильно – едет в другой город, чтобы исправить мимолетную ошибку. Попутно он переругивается с призраком отца, сложные отношения с которым и сделали из Лока контрол-фрика. Драматургия и режиссура Найта помогают Харди держать на себе полуторачасовой фильм целиком – не то чтобы он не справился в одиночку, но пример «Легенд» показывает, что на одном артисте далеко не уедешь.
«Бронсон» (2008)
Датчанин Николас Виндинг Рёфн еще до ославившего его «Драйва» снимал брутальное кино про немногословных мужчин. Одной из вершин этого периода, об окончании которого, возможно, сигнализировал прошлогодний «Неоновый демон», стала маскулинная драма «Бронсон» – байопик самого известного преступника Великобритании. Урожденный Майкл Гордон Петерсон взял псевдоним Чарльз Бронсон (в честь голливудского актера), прославился любовью к насилию, а в тюрьме открылся миру как художник и поэт. Отказаться от роли человека непростой судьбы и взрывного характера Том Харди, разумеется, не смог, и «Бронсон», пожалуй, до сих пор остается той лентой, где его актерский диапазон представлен максимально широко. У Рёфна артист показал все то, что по отдельности играл в других лентах: дурашливые монологи со сцены одновременно в мужском и женском гриме, мощь загнанного в угол зверя, похожий на собачье ворчание голос и английскую чопорность. К слову, сейчас Петерсон снова поменял имя – теперь он не Бронсон, а Чарльз Сальвадор (фильм ему по большей части понравился).
«Стюарт: Прошлая жизнь» (2007)
Как и в «Выжившем», здесь Харди мог оказаться в тени другого известного артиста – Бенедикта Камбербэтча. Однако бездомный наркоман Стюарт в исполнении Харди вновь затмевает коллегу, которому, впрочем, отведена роль скорее рассказчика. Телефильм «Стюарт» основан на одноименном нон-фикшн-романе Александра Мастерса (Камбербэтч), который знакомится со Стюартом Шортером. Тот пережил детскую травму, побывал в тюрьме, воровал, увлекся наркотиками. Мастерс раскручивает биографию внезапного знакомца от конца к началу, чтобы разобраться, как такой славный малый превратился в маргинала.