Глинда (Джоэли Ричардсон), Волшебник (Винсент Д'Онофрио), Дороти (Адриа Архона) и Лукас (Оливер Джексон-Коэн). Кадр из сериала
На телеканале NBC стартовал «Изумрудный город» – вольная экранизация «Удивительного волшебника из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума. Создатели шоу Мэттью Арнольд и Джош Фридман решили запрячь в одну телегу атрибуты взрослого сериала и визуальную изобретательность режиссера Тарсема Сингха, который снял все 10 серий. Результат на первых порах выглядит по крайней мере интригующим – ревизионистские сказки не самый редкий гость, но еще и не приевшийся.
Дороти (Адриа Архона) растет в приемной семье и оканчивает медицинский факультет, а первые годы взрослой жизни встречает с классическим желанием быть полезной и чувствовать свою значимость. Будто почувствовав смятение в сердце дочери, в город приезжает биологическая мать Дороти, но ураган не позволяет девушке закрыть гештальт – в полицейской машине и с полицейской же овчаркой ее переносит в страну Оз. Машина приземляется на злую ведьму Востока (Флоренс Касумба), а суровые манчкины – наряженные в шкуры местные жители с синими полосами на лицах – гостье не слишком рады. Найти путь домой ей предлагают при помощи дороги, вымощенной желтым кирпичом. Впрочем, это фигура речи: на самом деле тропа пожелтела из-за пыльцы мака (словосочетание «роад-трип» начинает звучать двусмысленно).
Злая ведьма Востока (Флоренс Касумба). |
Перековать сказку Баума в новую «Игру престолов» или «Однажды в сказке» пришло в голову Мэттью Арнольду – режиссеру и сценаристу сериала «Сибирь». Написав пилотную серию, он обратился за помощью к Джошу Фридману – автору киноадаптации «Войны миров» Уэллса для Стивена Спилберга, сериала «Терминатор: Хроники Сары Коннор» и грядущего «Аватара – 2» Джеймса Кэмерона. В скором времени он также примется за многосерийный проект «Сквозь снег» – по мотивам французского постапокалиптического комикса Le Transperceneige, который пару лет назад экранизировал кореец Пон Джун Хо.
На «Изумрудном городе» Фридман взвалил на себя обязанности шоураннера, хотя, разумеется, все взгляды прикованы к куполу цирка, где творит магию визионер Тарсем Сингх.
Сериал NBC для режиссера «Клетки», «Запределья» и еще одной ревизионистской сказки «Белоснежка: Месть гномов» – шанс напомнить о своей дизайнерской фантазии, о которой в его триллере «Вне/себя» напоминает лишь очень длинная люстра. Заодно Сингх получил шанс вернуться к истокам: дебютная «Клетка» с Дженнифер Лопес – единственная по-настоящему мрачная лента в его фильмографии. Во всех смыслах «Изумрудный город» будто придумали специально для индийского режиссера: мрачный эскапизм и ничем не связанные руки в плане декораций и костюмов – тут-то Сингх и развернулся.
Изумрудный город, созданный под очевидным влиянием Барселоны Антонио Гауди, гойевская грязевая тюрьма для колдуний (великий и ужасный Волшебник в исполнении Винсента Д'Онофрио запретил магию по всей стране), замысловатые платья и шляпки – фетишистскую программу-минимум шоу NBC отрабатывает без сомнений и заминок. Пока Сингх развлекает зрителей красотами и фантазией, Арнольд с Фридманом довольно разумно обживают обновленный мир Баума.
«Удивительный волшебник из страны Оз», в России больше известный по вольному пересказу Александра Волкова, во многом работал как политико-экономическая сатира на США конца XIX века. В «Изумрудном городе» приоритеты несколько иные. Для Дороти путешествие по желтой тропинке – попытка осознать собственную значимость: не случайно первыми встречными оказались распятый и потерявший память «Страшила»-Лукас (Оливер Джексон-Коэн) и колдунья-знахарка (Фиона Шоу), олицетворяющая чрезмерную материнскую заботу. Лукасу девушка помогает из чувства врачебного долга. Встреча с колдуньей, которая хочет отгородить мальчика Типа (Джордан Лоугрэн) от малейшей угрозы внешнего мира, демонстрирует Дороти, что не каждая забота одинаково полезна.
Первая встреча Дороти и Лукаса. Кадры из сериала |
Духовное путешествие Дороти проходит на фоне политических интриг с участием Волшебника и оставшихся в живых колдуний – Глинды (Джоэли Ричардсон), руководящей на Юге, и ее сестры с Запада (Ана Улару). Пока Д'Онофрио и Ричардсон обсуждают сходство магии и науки, дело, судя по всему, идет к волшебной революции. Когда-то Волшебник спас страну Оз от Вечного зверя и магию запретил, подавив недовольство огнем и мечом, а значит, час расплаты уже близок.
Тема для новой войны довольно условно дает повод сравнивать «Изумрудный город» с «Игрой престолов» – ни по масштабу, ни по сложности драматургической конструкции, ни по уровню съемок детище Арнольда и Фридмана не дотягивает до хита HBO (возникали ли в этом сомнения?). Рождением новой франшизы тут (к счастью) тоже не пахнет – «Изумрудному городу» точно хватит пороха и амбиций прожить один сезон в роли ревизионистского сказочного «мыла», а для продолжения понадобится весомый козырь из рукава. Пока таковым выглядит потенциальная законченность: уверенно рассказать историю без лишних длиннот – тоже хорошее качество, хоть это и противоречит амбициям сериалов длиться вечно.