Деклан Харп (Джейсон Момоа) вынашивает план сопротивления британским колонистам. Кадр из сериала
Начало XVIII века. На севере Северной Америки вовсю идет добыча пушнины в условиях монополии Компании Гудзонова залива. Однако дело прибыльное, и не обходится без рисковых конкурентов: например, от рук отбился полуирландец-полуиндеец Деклан Харп (Джейсон Момоа). Когда-то он серым волком служил Лорду Бентону (Алан Армстронг), наместнику Компании, а теперь ушел в оппозицию, сдружился с индейцами, сам торгует мехами, отбивает клиентов и убивает солдат ее величества. В общем, делает все то, что монополистам обычно не нравится, и даже сверх того (это личное).
Бентон, возвращающийся в Америку из Соединенного Королевства, в ярости крошит завтрак вилкой (и как-то умудряется порезаться, что должно иллюстрировать опасный нрав Харпа), а помощь неожиданно обнаруживается у него под боком. На корабль Бентона пробираются трое юных ирландских бездомных, чтобы украсть бочку пороха и разбогатеть. Одного охрана убивает на месте, его сестрица Кленна (Лайла Портер-Фоллоус) попадает за решетку, а ее возлюбленный Майкл (Лэндон Либуарон), прикинувшись мешком с галетами, уплывает в Новый Свет. Когда неудачливого вора и еще менее удачливого хамелеона ловят, Бентон смекает, что беспокоящийся за свою шкуру Майкл, чей говор выдает североирландца, сгодится на роль агента под прикрытием. Парню наказывают втереться в доверие к Деклану Харпу.
Наглядно – почему у Деклана Харпа
так мало друзей (слева Майкл в исполнении Лэндона Либуарона) |
По такому же принципу в сериале «Граница» развиваются все конфликты и сюжетные линии: иногда кто-то удачно подворачивается под руку, иногда кого-то кусает невидимая собака, и он начинает упираться рациональному предложению – или, напротив, соглашаться с заведомой ерундой.
Сериал вообще начинается с того, что Джейсон Момоа, продемонстрировав фирменный смурной взгляд из-под копны волос, перерезает чье-то горло. Потом следует будничная резня, предупреждающая, что Frontier – серьезный и жесткий сериал, у них даже артист из «Игры престолов» есть, и кровь брызгает, и пушнины завались. Дальше список расширится: Харп предсказуемо окажется благородным разбойником, мстящим за семью, Майкл будет бесполезным другом благородного разбойника, который найдет тому неприятностей на бизонью дубленку, Бентон раскроется как настолько концентрированный негодяй, что даже из Великобритании пошлют на него управу – да тщетно. Между сценами их конфронтации вклинятся другие фигуранты мехового дела – богатый сноб, туповатые братья и предприимчивые женщины в диапазоне от состоятельной вдовы до хозяйки таверны. Каждый свою позицию будет озвучивать громко и четко: «Смерть моего мужа доставила мне не меньшее облегчение, чем вам», – сообщит вдова, ставшая у руля предприятия покойного мужа. Остальные фразки-раскраски можно счесть за спойлеры, хотя они скорее – запоздалая попытка объяснить, что вообще между персонажами происходит и почему Харп так ненавидит англичан.
Главный злодей сериала «Граница»
– лорд Бентон (Алан Армстронг) |
Мотивация самой «Границы» держится на двух бизонах: во-первых, канадский канал Discovery Channel при поддержке Netflix явно намеревается повысить интерес зрителей к истории, в том числе и Канады XVIII столетия; во-вторых, по ведомству главных козырей будущего шоу, очевидно, проходил, как всегда, мрачный Джейсон Момоа в бизоньей шубе, который будет мрачнеть час от часа, пускать кровь и периодически что-то рычать. Это, впрочем, полбеды: в какой-то момент он начнет плакать – и неизвестно, что страшнее.
Создатели шоу братья Блэкки (Питер работал арт-директором на сериале «Дело Дойлов», Роб там же и на других проектах – как продюсер), думается, рассчитывали на драму, отражение диких нравов Нового Света и нервную дрожь от схватки за пушнину. Выглядит это примерно настолько же увлекательно, насколько звучит, а все сюжетные перипетии сочинены с прямолинейностью грабителя, загнавшего жертву в подворотню. Ровно по этой причине теория о канадской «Игре престолов» или «Черных парусах» летит в корзину после первой серии: ни масштаб, ни драматургическая изощренность, ни общее качество постановки не дотягивает даже до шутливого сравнения. Неудивительно, что треть первого сезона (первые две серии) снял Брэд Пейтон – постановщик второй части «Кошки против собак» и, что важнее, сразу двух фильмов с Дуэйном Скалой Джонсоном («Путешествие 2: Таинственный остров» и «Разлом Сан-Андреас»). Двух великанов – Джонсона и Момоа – отличает не только отношение к щетине и прическе, но и самоирония (экс-рестлер Скала ее нарастил со временем). У Момоа же что ни роль, то насупленное воспроизведение образа диковатого мужика (в прямом смысле – его Аквамен в грядущем кинокомиксе не исключение). Существование в характерной нише, разумеется, не порок актера – беда сценаристов, что на его плечи взвалили целый проект, перепутав, видимо, с условным Кевином Спейси (Момоа воодушевленно согласился и на роль продюсера). «Границу», однако, продлили на второй сезон.