Разудалые наши Александр Буйнов, Филипп Киркоров и Николай Басков. Фото предоставлено пресс-службой премии
После мертвого летнего сезона в одночасье вдруг накатило-налетело медийных событий. Количество фестивалей, презентаций, премьер в столице в сентябре зашкаливало, и для кой-кого настало существование в режиме два мероприятия в день. А то и три. О наиболее впечатлившем – этот рассказ.
…Фильм Кирилла Серебренникова «Ученик». Главный герой, подросток Вениамин, считает, что знает все о моральных нормах из внимательно проштудированной Библии, цитируя оттуда вслух по любому поводу. Робеющий от общения со сверстницами, он мгновенно превращается в современного Тартюфа, когда случается возможность наставить кого-то на путь истинный. Единственный человек, пытающийся спасти его от самого себя, – учительница биологии (Виктория Исакова). Однако все ее попытки оказываются бессмысленными, и спасать в итоге придется ее саму, как всякого порядочного человека, ступившего на путь борьбы с фанатизмом. Картина Кирилла Серебренникова, безусловно, захватывает и держит до самого конца, но и вызывает массу вопросов. Сделана она добротно и качественно, но это ощущение сконструированности… И другое малоприятное ощущение – что по-настоящему драматическая история снята «с холодным носом». Какие-то чересчур взрослые физически старшеклассники, каким меньше двадцатки не дашь, шастания их голышом (отзвуки «Машины Мюллера»? Обнаженка – прям тренд Серебренникова).
С каждым кадром крепнет убеждение, что картина эта – богоборческая. До тех пор, пока в финале с учительницей не заговаривает, условно говоря, ангел – весь в белом вот только что убиенный ее ученик. Из безусловно прекрасного – актриса Юлия Ауг в роли матери главного героя; если оценивать по 10-балльной шкале, она работает на 15. «Ученик» вошел в лонг-лист юбилейного 60-го Лондонского кинофестиваля, который проходит сейчас в британской столице. В российский прокат фильм Серебренникова выйдет 13 октября.
Фильм Оливера Стоуна «Сноуден» (биографическая драма с элементами триллера) – длинный, идет два с половиной часа, но смотрится влегкую и без напряга; рука мастера – трижды оскароносца – чувствуется. Красиво снятые кадры, достоверная, не похожая на страну из голливудского кино Америка… Что касается самой истории, ее подачи: Сноуден честный (и романтический) гражданин своей страны, посмотрите-ка становление нашего героя. Всего два эпизода у Николаса Кейджа, но он в них едва ли не переигрывает исполнителя главной роли Джозефа Гордона-Левитта. (На презентации другой картины, «Крейсера», я спрошу у прибывшего по этому поводу в Москву Кейджа, легко ли он согласился на съемки в «Сноудене», ведь не секрет, что большинство американцев считает того предателем.
Тот уйдет от прямого ответа – мол, Оливер Стоун его, Кейджа, друг, и он был рад поучаствовать в картине друга). Испугало, и весьма, что через камеру в компьютере тебя могут отслеживать в реальном времени; когда Сноуден узнает про эту замечательную вещь, первое, что он делает, вернувшись домой, – заклеивает липкой лентой глазок камеры на своем Apple. Казалось бы, кино есть вымысел и что уж так близко принимать к сердцу – ан нет, несколькими днями позднее НТВ покажет документальный фильм-расследование Вадима Глускера, который прорвался с камерой в святая святых – к рабочему месту Цукерберга, и что же он там увидел? Заклеенную липкой лентой камеру на компьютере великого Цукерберга!
Самое сильное киновпечатление – от фильма «Коллектор» Алексея Красовского (который, кстати, вышел вчера в прокат). Это ж надо, все 75 минут экранного времени на экране – один актер и никакого действия, только монологи в телефон, а от экрана невозможно оторваться! Правда, актер этот – Константин Хабенский… Артур – мастер своего дела. Работая только с крупными должниками, он собирает всю их подноготную и эффективно использует против них, никогда не прибегет к банальным методам, его конек – психологическая атака. Артур умеет виртуозно перевоплощаться, сбивать с толку, выводить из равновесия и так допекать своих клиентов, что они готовы вернуть все, лишь бы никогда больше не слышать его. Но сейчас он сам стал мишенью: в Сети появилось поддельное скандальное видео с якобы его участием, и от него мгновенно отвернулись друзья и коллеги, женщина, а также начальство. Под угрозой оказалась не только его репутация, но и жизнь, и у него есть всего одна ночь, чтобы найти того, кто загнал его в угол. Сценарий хорош, тонок и психологичен, тема для населения, подсаженного на кредиты, актуальна, а уж игра Хабенского – и говорить нечего, выше всех похвал. Недостоверным мне показался разве что финал: герой до глубокой ночи не выходит из офиса, так как внизу собрались «журналисты и сумасшедшие», а когда ситуация разъясняется в его пользу и он с полным правом наконец выходит на улицу – она уже почему-то оказывается пустынной. Неужели собравшиеся почуяли, что ловить больше нечего, и оттого разошлись? В героя – мы видим только ее силуэт – стреляет женщина, та, которая организовала вброс поддельного видео и заварила всю эту кашу в отместку за мужа, якобы наложившего на себя руки из-за преследования коллектора. (И которого коллектор обнаружил живым и здоровым – попросту сбежавшим от долгов.)
Единство времени и места, нагнетание событий напоминает классическую древнегреческую трагедию. На самом деле это напряженная психологическая драма, заставляющая крепко задуматься об основополагающем: ответственности, совести, предательстве, чести… После показа в информагентстве «Россия сегодня» на сцене появились режиссер Красовский и исполнитель главной и единственной роли Хабенский. У последнего был сорван голос и торчали уши – такой Пьеро в очках, но глубина его ответов поражала: похоже, весь мир мыслит горизонтально, по касательной, а он – вертикально и вглубь. Константин полагает, что кредо его героя – «Давайте жить по правилам» и что, считая себя виртуозом в своем деле, тот слишком уж заигрался. А режиссер, он же сценарист, поведал журналистам, что старался сделать героя амбивалентным.
Альманах «Петербург. Только по любви» – семь новелл о прекрасном городе (три из которых очаровывают, одна отвращает, а еще три в общем принимаются), снятые женщинами-режиссерами. Анна Пармас (чье авторство нам известно по клипам группы «Ленинград») сняла лучшую, на мой взгляд, в альманахе новеллу «Девочки»: возрастная глубоко беременная женщина (Светлана Камынина) со своей матерью (Надежда Маркина) идет делать плановое УЗИ, обсуждая по дороге политическую ситуацию в стране с экскурсами в историю. «Девочки» – это нечто теплое и настоящее, с трагикомическими нотками и двумя блестящими актрисами: хочу большой метр с этой историей! А еще корю себя, что не сказала хороших слов Надежде Марковой, которая сидела прямо за мной на премьере в «Октябре», – заробела как-то; Маркова сыграла главную женскую роль в моем любимом фильме последних лет «Елена».
В новелле Натальи Кудряшовой «Аничков мост» героиня (Полина Кутепова) работает экскурсоводом с иностранными туристами. Однажды в ее рассказ вмешивается индеец, в своем инрдейском прикиде кажущийся на брегах Невы фигурой фантастической, который серьезно и доказательно выдает свою версию назначения скульптурной группы с лошадьми на Аничковом мосту.
Героиня новеллы Натальи Назаровой «Просто концерт» (Анна Уколова) работает на стройке крановщицей и уходит-убегает пораньше с работы, чтобы успеть на концерт хора мальчиков в Капелле, где солирует ее ребенок. Суть в том, что это не мальчик, а тщательно переодетая и закамуфлированная девочка…
А начинается альманах новеллой Ренаты Литвиновой (с собой же в главной роли) «Сны Иосифа» (подразумеваем Бродского). Которая есть не пойми что: какая-то фантасмагорическая обстановка съемок в ленфильмовском павильоне и набор, понятный самой Ренате и посвященным. «Сны Иосифа» – единственная новелла, по окончании которой зал не стал аплодировать. Фильм «Петербург. Только по любви» уже две недели как идет в прокате.
Из телевизионных презентаций приятно удивила одна - нового сезона канала «Москва 24», проведенная главным продюсером холдинга «Москва медиа» Алексеем Вершининым (тот случай, когда адекватный профессионал коротко и внятно представляет проекты). Закадрово с экрана прозвучало: «Мы работаем не ради славы, амбиций, титулов, главное – это страсть, город, новости»; слоган канала – «Реально. Интересно», и он, похоже, работает. Основным праймом канал считает утреннее время, гордится своим мобильным реагированием и интерактивом, а живая реакция корреспондента или ведущего в кадре приветствуется. Акацент ставится на то, что в кадре отнюдь не небожители – «Мы живем и работаем рядом и вместе с вами».
Заявленные реалити-сериалы на «Москве 24» выгодно отличаются от реалити-шоу на других каналах. С 3 октября по будням здесь идет «Откройте, полиция!», снимаемое в реальном отделении полиции, откуда съемочная группа вместе со стражами порядка съездила на 700 вызовов! Никаких постановочных съемок, никаких реконструкций – только реальные герои и реальные ситуации, погони, задержания, экстремал, разрешение конфликтных ситуаций… С 7 ноября здесь начнется реалити-сериал «Врачи» о сложных и драматичных буднях врачей приемного отделения травматологии одной из больниц скорой помощи (съемки проходили в Первой градской, где съемочная группа оттрубила более 100 смен). Героями сериала стали реальные врачи, ординаторы и практиканты. В каждой серии рассказывается история взаимоотношений главных героев. , - интрига еще в том, что трое молодых хирурга-интерна борются за одно место, поскольку в наличии свободно одно. В общем, если канал ставил целью стереть грань между жизнью и телеэфиром – он с задачей справился. Также нестандартным и интересным показался проект научно-популярного сериала по будням «Пятый элемент» – цикл фильмов, посвященный городским стихиям.
Ну и наконец о презентации Российской национальной музыкальной премии, учрежденной Фондом поддержки отечественной музыки «Академия российской музыки». Представил ее президент премии Юрий Костин, вместе с ним на вопросы журналистов отвечали Валерий Меладзе, Николай Расторгуев и Лев Лещенко. Последний обратил наше внимание на то, что в названии премии нет слова «государственная», и сообщил, что затеяна она в том числе для того, чтобы прекратить междоусобные конфликты в сообществе. Юрий Костин подтвердил: «В шоу-бизнесе нет идеалистов, но мы решили собраться и еще раз попробовать», а также сообщил, что подобного масштаба премии не было со времен «Песни-76».
На момент презентации (29 сентября) в составе жюри премии было около 170 человек (и каких! Денис Мацуев, Алла Пугачева, Игорь Бутман, Александр Градский, Анна Нетребко. Главный продюсер развлекательного вещания ТК «Россия» Геннадий Гохштейн, генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман, генеральный директор «МУЗ-ТВ» Арман Давлетьяров, режиссеры Никита Михалков и Федор Бондарчук, руководители компаний Sony Music, Warner Music, Universal Music, композиторы и продюсеры Игорь Крутой, Владимир Матецкий, Виктор Дробыш, легендарные авторы и исполнители Андрей Макаревич, Александр Розенбаум, Александр Кутиков и пр.), но предполагалось увеличить их число до 400. До момента начала сбора конкурсных работ (с 3 октября по 24 ноября) двери в состав жюри были объявлены открытыми для всех представителей музыкальной индустрии. Костин обратился к журналистам: «Предлагайте и вы кандидатуры, готовы принять ваши заявки!» – и я не преминула этим воспользоваться, предложив честных и достойных профи – Юрия Шевчука и Елену Ваенгу. Меня при свидетелях уверили, что помощники свяжутся с обоими немедленно, и практически пообещали их присутствие в жюри. Когда я уже в кулуарах спохватилась и предложила также не менее честных и достойных Лолиту и Богдана Титомира, мне уже ничего не пообещали.
Итак, голосование продлится до 25 ноября, 30-го будут объявлены тройки финалистов в каждой номинации, а 7 декабря в Кремле все узнают имена победителей. За верификацию подсчета голосов будет отвечать международная аудиторская компания, основной инвестор премии – Михаил Гуцириев. А съемку и показ премии осуществит канал «Россия».