Джейк Эппинг (Джеймс Франко) и его неожиданный помощник Билл (Джордж МакКей) намерены вмешаться в ход истории. Кадр из сериала
Закончился мини-сериал «11/22/63» – амбициозный, под продюсерским надзором Джей Джея Абрамса, основанный на одноименном романе Стивена Кинга 2011 года. Первый большой проект потокового сервиса, в перспективе планирующего навязать борьбу исполинам вроде Netflix или Amazon, увесистый том Кинга как гарант крепкой истории, продюсерский пул во главе с человеком, чьи очки бликуют за спиной многих хитроумных проектов – от «Остаться в живых» до обновленного «Стартрека» и «Звездных войн», ну и новый статус сериалов (тем более – мини-сериалов) в современном информационном поле. Ранее режиссер «Молчания ягнят» Джонатан Демме хотел сделать из романа фильм, но не сошелся с Кингом во взглядах. И вот мини-сериал: очная ставка между романом в его многостраничном и богатом на детали проявлении с форматом сериала, полуиронично претендующим на звание «нового романа» – с тяготением к большим историям, возможностью долгого погружения (длинной экспозиции) и внятной многофигурной композиции. Наконец, у романов Кинга и многосерийных шоу общие бульварные корни, преодоление которых скорее исключение, чем правило. В результате их встреча становится не началом прекрасной дружбы, но и не лобовым столкновением. При неискоренимом дотошном сравнении книги с экранизацией реакция на шоу могла быть прохладнее, но ключевые недостатки «11/22/63» лежат все-таки в другой плоскости.
Все попытки главного героя исправить прошлое наталкиваются на жестокое сопротивление. |
Итак, современный учитель литературы Джейк Эппинг (Джеймс Франко) узнает от владельца своей любимой закусочной Эла (Крис Купер), что через подсобку можно попасть в октябрь 1960-го (в книге – в 9 сентября 1958-го). У Эла волшебным образом развился рак сразу в последней стадии, а дело его не завершено, и кашляющий предприниматель в области общепита вербует Эппинга на благородную миссию: предотвратить убийство Кеннеди.
Недоверчивый учитель делает пробную вылазку и все-таки соглашается схватить Ли Харви Освальда (Дэниэл Веббер) за дуло пистолета ради блага страны, которая после смерти ДжейЭфКея провалилась в войну во Вьетнаме и прочие неприятности. Наравне с убийством Гитлера спасение Кеннеди – одна из самых популярных сцен истории XX века в размышлениях «что бы было, если?».
Описывая путешествия во времени, Кинг усложняет процесс двумя особыми фактами: до памятной даты, пятницы 22 ноября 1963-го, нужно дожить; само прошлое не очень охоче до радикальных изменений и вставляет Эппингу палки в колеса – от диареи до проблем на личном фронте. В романе школьный учитель так редко плакал, что от него ушла девушка (в сериале расставание просто упоминается), но в середине столетия встречает другую – милую блондинку-библиотекаршу Сейди Данхилл (Сара Гадон). Однофамилица сигаретной марки, которая появится только через два десятилетия, оказалась, что называется, той самой, а старые-добрые 60-е – не совсем.
Исторический фон «11/22/63» постепенно из ностальгической, консервативной утопии превращается в повод для недоумения: раздельные туалеты и бензоколонки для белых и цветных, набожные дамы, считающие всех писателей коммунистами, социальная конвенция лицемерия, пекущаяся о видимой морали и позволяющая жене (и детям) становиться практически собственностью мужа. Чтобы заострить разницу между мировоззрениями с полувековой разницей, продюсер и сценарист Бриджет Карпентер, например, сделала мисс Мими афроамериканкой, а Эппинга снабжает помощником-спутником Биллом (Джордж МакКэй), чье присутствие напоминает о многочисленных личных трагедиях, которые по разным причинам не получается исправить даже при помощи машины времени (хотя один раз Джейк все-таки пытается). Линия Билла также демонстрирует, каких трудов учителю из XXI века стоит не отклоняться от «миссии» и насколько тяжелым может оказаться давление прошлого.
Визуально шоу тоже стилизовано под универсальное ретро: с камерой, рвущейся через толпу журналистов или зевак, – распространенный прием в фильмах хоть про 20-е, хоть про 40-е, хоть про 60-е, с рассеивающимся светом и мизансценами из лент про викторианские балы.
Путешественник во времени Джейк Эппинг и его обретенная в прошлом возлюбленная Сейди Данхилл (Сара Гадон). Кадр из сериала |
Тут шоу сталкивается с трудностью репрезентации прошлого. В «Безумцах» AMC, охватывавших все десятилетие и демонстрировавших, как американцы оседают на пол от новости об убийстве Кеннеди, обошлись без стилизаций, своим почерком. В «Водолее» NBC, сфокусировавшемся на конце десятилетия, бунтах афроамериканцев и «Семье» Чарльза Мэнсона, о ретро напоминают не только декорации и костюмы, но и столь же универсальные блики, узнаваемая телевизионность картинки, все сильнее уступающая место современным кинематографическим возможностям сериалов.
Общая старомодность «11/22/63» оказывается для шоу вреднее, чем самое экспрессивное размышление о том, что Стивену Кингу не везет с экранизациями. «Мертвая зона» Дэвида Кроненберга, считающаяся одним из исключений, сейчас, например, выглядит вдохновенным трэшем, чьи герои постоянно переживают трудности с внятной мотивацией, если не читать романа, который все лакуны заполняет. К слову, с «11/22/63» эти два произведения складываются в дилогию о стрельбе в президента, «вдохновленную» убийством Кеннеди: в 1979 году Кинг размышлял, а что если человек с ружьем на самом деле неплохой парень (как его Джонни Смит, тоже учитель, наделенный даром предвидения). Спустя три десятилетия у коммуниста с ружьем нет столь высокоморального оправдания, но альтернативное прошлое и настоящее оказываются на его стороне.
Новое шоу Hulu в этом смысле работает и без книги, тем более – не мешает роман прочитать (и не вынуждает тех, кто читал, скучно волочиться по галерее иллюстраций, что бывает со столь популярной «дословщиной»). Альтернативная история у Кинга и Карпентер сильно расходятся – кажется, как по политическим причинам (в романе упоминается президентство Хиллари Клинтон), так и чтобы заострить саму идею что-то менять в прошлом. В финале их периодически расходящиеся тропки все-таки встречаются в прощальном танце, а Кингу в этот раз скорее повезло с экранизацией очередного подробного романа, чем нет.