Гари Галавант (Джошуа Сасс) и его вынужденный друг король Ричард (Тимоти Омандсон). Кадр из сериала
Телеканал ABC показал второй сезон «Галаванта», в возможность которого, кажется, год назад особенно не верили даже создатели сериала. Второе пришествие рыцаря Галаванта оказалось длиннее на две серии (десять против восьми), периодически буксовало (в середину сезона влезла парочка филлеров с приглашенными звездами), но столь же зажигательно финишировало точкой на грани многоточия. Как и год назад, создатель шоу Дэн Фогельман с единомышленниками не уверен, что их окончательно закроют, а потому наводит мосты к третьему сезону, хотя история уже рассказана – дом с видом на океан обрел счастливых хозяев.
Начавшись как монтипайтоновская пародия на диснеевские версии сказок про рыцарей и принцесс с образцово-диснеевскими песнями (композитор Алан Менкен получал «Оскар» за саундтреки, например, к «Русалочке» и «Аладдину»), «Галавант» высмеял забронзовевших персонажей и столь же замусоленные сюжеты про кражу и спасение принцессы, а во втором сезоне сошел с рельс и начал острить, как не в себе.
Чтобы раздеть Галаванта (Джошуа Сасс), понадобилось выписать Кайли Миноуг. |
Отрастивший бородищу Галавант (Джошуа Сасс) и окончательно превратившийся в ребенка король Ричард (Тимоти Омандсон, который крадет шоу) доводят до белого каления пиратов, находят подработку в лесной гей-таверне, знакомятся с крестьянской демократией и предотвращают войну между великанами (во главе с одноглазым Ником Фростом) и гномами, которые были на самом деле одного роста, но запутались. Параллельно принцессу Изабеллу (Карен Давид) продолжают выдавать замуж за 11-летнего племянника, который не только писается с шутовских приколов-пердушек, но и когда-то опрометчиво набил целый арсенал игрушечными лошадками и шоколадными алебардами вместо настоящих. В дело вмешивается лучший свадебный устроитель семи королевств Вормвуд (Роберт Линдсей), который не только раздражает всех педантизмом, но и замышляет что-то нехорошее. Оно-то и спровоцирует неожиданную войну между королевствами, в которой сойдутся аж четыре воинства и один дракон по имени Тед Купер.
Декоративный характер до последних серий носит трагикомический дуэт Мадалены (Мэллори Джэнсен), прошедшей короткий путь от украденной возлюбленной до королевы-стервы, и Гарета (трогательный Винни Джонс), которые заседают в Валенсии, поедают крестьянских куриц и выясняют отношения.
Если первый сезон был посвящен обретению пары, то второй преимущественно играет на поле ее сохранения и чуть-чуть затрагивает детские травмы героев (отец Гари Галаванта как рыцарь старой школы мог выражать сильные эмоции исключительно через гобелены).
Многочисленные сценаристы «Галаванта» (тоже десять против восьми) придумывают поводы глупее и мелодраматичнее другого, по совместительству – гомерически смешные: пара повара и бывшей служанки, например, чуть не распадается из-за выросшего уровня жизни, что вынуждает их перебраться в пустыню.
Даже эпизодический Ник Фрост (в центре) украсит любое шоу. Кадры из сериала |
Жонглируя новой порцией клише, создатели «Галаванта» не только еще обильнее ссылаются на «Монти Пайтон в поисках священного Грааля» (песня про членовредительство и крестьяне, предпочитающие избирательное право, прямиком оттуда), но и находят место для менее очевидных аллюзий. Так, серия про панкующую принцессу Юбилей отсылает к культовому «Юбилею» британского режиссера-авангардиста Дерека Джармена, который, в свою очередь, апеллировал к серебряному юбилею Елизаветы II (фильм вышел в 1978-м, через год после 25-летней годовщины правления королевы). Последующая пародия на «Отверженных» в соседстве с этой сценой несколько теряется.
Самозабвенно валяя дурака, создатели «Галаванта» вытанцевали в степь, которая за последние несколько лет практически опустела: шоу abc уже два года отстаивает право сериалов не то чтобы на несерьезность, а на отсутствие глобальной идеи. С тех пор, как сериалы объявили «новыми романами», подразумевая миграцию большого нарратива на телевидение (преимущественно – на кабель), остроумного и ладного баловства практически без второго дна и с лимитированным сроком годности стало очень мало. Качество стало равняться масштабу, успех – количеству сезонов, порой плодящимся по инерции благодаря ажиотажу («Теория большого взрыва» благополучно променяла уникальность в угоду непрекращающемуся ромкому).
В этом настроении – а «Галавант», как и все мюзиклы, в первую очередь настроенческое произведение – сериал Фогельмана не одинок: столь же неожиданно продлили, например, безбашенный ситком «Мужчина ищет женщину», который, казалось, не собирался перерастать масштаб очень смешного сборника скетчей про отношения. Ими список не ограничивается, что очень ценно во времена мышления вселенными (спасибо киновселенной Marvel, затронувшей и сериальный мир).
Галавант, уже давший Смерти (большой британский артист Эдди Марсан) по яйцам, тоже готов двинуться дальше: в финале звучит робкая надежда, что шоу не закроют, и кто знает, кто и в какие приключения вляпается на этот раз. И хватит ли бригаде сценаристов, весело и находчиво, но все-таки чудом избежавшим конфуза с 10 сериями, фантазии на более уверенный третий сезон – вопрос не из праздных.