Хороший ты парень, Беовульф (Киран Бью, в центре), только нудный. Кадр из сериала
Беовульф (Киран Бью) после долгих лет странствий и подвигов возвращается в Хеорот, чтобы повидаться с таном Хротгаром (Уильям Херт), который вырастил и воспитал его. Прославленный воин как-то некрасиво покинул здешние места, кишащие троллями и прочими грязерожденными, потому встречают его не с почестями, а с клинками наголо. Да и Хротгара очень некстати убили: грядут дележ территорий, выборы и смена политического вектора – владыка Хеорота был не только таном, но еще и ярлом (высший скандинавский чин в Средние века). Ситуацию усугубляет то, что власть переходит не вспыльчивому сыну Хротгара, дурню Слиму (Эдвард Спелирс), а его вдове Риде (Джоэнн Уэлли), планирующей стать еще и следующим ярлом. Где-то на горизонте носится, кажется, Грендель, который заглянет на огонек, потеряет пару пальцев и до середины сезона будет лишь зло шипеть из кустов. Ни о каком громком пире и «набеге убийственном» речи не идет. Впрочем, «беззаконный хозяин», кажется, в Хеороте все-таки поселился.
Тролли в шоу телеканала itv «Беовульф» почему-то с рогами. |
Британский канал itv взялся за амбициозную затею – экранизировать легенды о Беовульфе, дошедшие до наших дней в своеобразном пересказе с поправкой на Ветхий завет. 13-серийный британский «Беовульф» – это еще более вольное обращение с текстом, но уже с поправкой на «Властелина колец» Питера Джексона и «Игру престолов» HBO. Круг иронично замкнулся: когда-то Джон Рональд Руэл Толкин начал писать трилогию о Средиземье с целью создать английский эпос, вдохновляясь эпосами средневековыми; потом Джордж Рэймонд Ричард Мартин, памятуя детские впечатления от «Властелина колец», взялся за цикл «Песнь льда и пламени» (с кровищей и куртизанками); а теперь «Беовульф» оказывается скроен по лекалам своих «наследников». И скроен плохо.
Уже вступительная мелодия и сама заставка нового шоу itv настолько похожи на опенинг Game of thrones, что становится неудобно. Когда же оказывается, что за заставкой скрываются еще и механические диалоги, кажется, что бывший спичрайтер, а ныне сценарист, Джеймс Дормер сошел с ума: «У каждой истории две версии», «Все мы совершаем ошибки», «Нельзя выковать новое будущее, цепляясь за старые способы».
Все встает на свои места, когда «Беовульф» скидывает маску эпоса и оказывается драмой про борьбу за власть, где все методы хороши. Пока Рида, ее родственники и окрестные таны делят власть, Беовульф успевает мельком познакомиться с Гренделем, провести расследование по поимке оборотня, впасть в еще большую немилость и даже получить что-то вроде награды.
К экватору становится ясно, что в версии Джеймса Дормера не такие уж и страшные грязерожденные – тролли, срисованные с сатиров из игры Disciples 2, оборотни и др. Да и Грендель – не просто исхудавшее создание из проклятых земель Великанов и «потомок Каина». Грендель, воцарившийся, согласно первоисточнику, в Хеороте на приблизительно 12 зим, – это алчность, просыпающаяся в людях в борьбе за власть: «Он один одержал верх над множеством и остался, злокозненный, в доме конунга беззаконным хозяином».
Непривычный средневековый тан: Рэйт (Дэвид Аджала). Кадры из сериала |
Стремясь развить неочевидную параллель, сценарист Дормер вводит и других танов, среди которых есть, например, чернокожий Рэйт (Дэвид Аджала), и усложняет схватку за звание ярла зачатками борьбы за гендерное равенство. Хеорот вообще очень просвещенный по средневековым меркам город: здесь можно встретить и смуглую женщину-кузнеца Вишку (Эллора Торчия), и женщину-лекаря Эльвину (Лаура Доннелли), которую Слим хочет видеть в женах, и даже женщину-тана. Все это сравнительно злободневно и не лишено фантазии, но подвела реализация: симпатично отрисованные на компьютере монстры и появляющийся во флешбэках хороший артист Уильям Херт – все, чем шоу Дормера может похвастать. Мартиновской остросюжетности сериалу тоже чертовски не хватает, что, впрочем, общая проблема «наследников» Game of thrones.
Но даже в когорте птенцов «престоловых» «Беовульф» выглядит наиболее болезным: «Черные паруса» уже три сезона идут в кильватере шоу HBO, свежий проект SyFy «Пространство», развивающий политическое наследие Мартина в космосе, крепнет с каждым эпизодом, а сериал itv выглядит как кандидат на закрытие после первого сезона. В пародийном «Галаванте» размаха и выдумки гораздо больше, чем в местечковом эпосе, застрявшем на полпути между VIII и XXI веками.
Для шоу таких амбиций именно местечковость, пожалуй, приговор: жалок тот эпос, чей масштаб сжался до нескольких перебранок и пары взмахов меча, а вся патетика – утомительный подростковый пафос, уместный скорее в очередных «Голодных играх». За пределами Хеорота лежат бескрайние, полные загадок земли, представленные горсткой чудищ, чудаковатых танов и расставленных для мебели статуй в непонятном стиле. Когда Беовульф с небольшим отрядом покидает четыре стены, сериал уже настолько накренился, что только череда мощных твистов сможет вернуть его в игру. С ними, как показали две с половиной озвученные тайны, тут тяжко. И давно нет вестей от Гренделя.