0
5511
Газета Телевидение Интернет-версия

25.12.2015 00:01:00

Коп спускается в ад

Тэги: сериал, лютер, ввс, лондон


сериал, лютер, ввс, лондон Джон Лютер (Идрис Эльба) занимается тяжкими преступлениями и серийными убийствами. Кадр из сериала

Кончилось так: «Пора тебе уже выбросить это пальто»; любимый предмет одежды Джона Лютера, практически его соратник, комом плывет по Темзе; «И что теперь?» – на последний вопрос создатель сериала «Лютер» Нил Кросс не решался ответить два года, хотя на пару с продюсером и исполнителем главной роли Идрисом Эльбой признавался, что третий сезон – это не конец, да и явно не хеппи-энд скрывался за таким жирным многоточием в мытарствах однофамильца саксонского богослова. Промежуточным ответом стал полусезон на два эпизода: еще одно дело, еще один форменный безумец, еще одна потеря.

Теперь – опуститься ниже на одну ступень стерильного лондонского ада. Или на одну выше: старшего инспектора Джона Лютера (Идрис  Эльба) завораживает высота, суицидальная притягательность крыш. Он бы сам прыгнул, если бы не ощущение, что он и так все время падает, как в страшном сне. Проще сказать, кого он за прошлые три сезона не потерял – только пальто держалось до последнего, да и то потом – в воду. И снова пора возвращаться: в Лондоне кто-то изощренно убивает, занимая место жертвы, чтобы проникнуть к ней в дом и поживиться, например, сердцем чьей-то жены. Первая в «Лютере», как выяснится чуть позже, страшная история про Интернет и современные девайсы, а не побочный пунктир или призрачные намеки на «такие сайты» (речь заходила про жестокие порносайты и особенно бессердечный троллинг).

Как и положено детективному роману с продолжением, «Лютер», сочиненный писателем и сценаристом Нилом Кроссом, – это галерея проблем современного мегаполиса: от педофилов и не сумевших адаптироваться на гражданке экс-военных до склонных к насилию фанатов настольных игр и самопровозглашенных карателей. Впрочем, самые важные проблемы в сюжете почти не выделяются: продажные копы, карьеристы, любители «сделать правильно». От последних, кажется, пострадало больше людей, чем от патентованных безумцев: за громкими словами обычно следуют громкие выстрелы – и все усложняется. Среди чеканного законопослушания стражей порядка, которое на первый взгляд противопоставляется хаосу немотивированного насилия, Лютер перманентно одинок. Так обычно самодостаточны гениальные сыскари  вроде Шерлока Холмса или Грегори Хауса – но у Джона Лютера были жена и друзья, которые по разным причинам отваливались с каждым сезоном (попадали в лондонское адское пламя, от которого, видимо, только чернокожий детектив и заговорен). Столько поводов впасть в остервенение (или в приступ бессильной ярости), столько возможностей предать себя, скурвиться – и все мимо, в каждом диалоге с очередным преступником – грусть в глазах и «пожалуйста, остановись».

Детективу Эмме (Роуз Лесли) все время не по себе.	Кадр из сериала
Детективу Эмме (Роуз Лесли) все время не по себе. Кадр из сериала

Лютер не святой, но немного городской сумасшедший, у которого возникает странная дружба с очень умной и опасной дамой Элис Морган (Рут Уилсон), находится диван для запутавшейся девочки и даже новая любовь – с женщиной, помявшей бампер его машины. За ним тянется след из неумышленных человеческих жертв (каждая очень болезненна), но третий сезон, казалось, счетчик обнулил: обвинения сняли, Темза блестела, унося старое пальто, впитавшее годы беспросветной борьбы со своей и городской болью. И вот все возвращение, но не на шаг, а на полшага.

Две серии – это половина обычного сезона «Лютера» (или треть длинного первого, который прошел в приготовлениях, в настройках оптики, в делах из джентльменского набора детектива), как будто эпилог, узнаваемо мрачное «не жили долго и счастливо». Впрочем, первая серия все-таки дарит надежду так же неожиданно, как и отбирает ее у Джона, напоминающего лесника – в ветровке и на склоне у моря. 

Буквально 15 минут, пока детективы Эмма (Роуз Лесли, Игритт из «Игры престолов») и Тео (Даррен Бойд, странный биолог из «Фортитьюда») топчутся в лачуге Лютера, все это начинает напоминать тихое «Убийство на пляже» – другой важный британский детектив 2010-х. Но только до тех пор пока здоровенная фигура Идриса Эльбы, удостоенного за эту роль «Золотого глобуса», снова не впишется в урбанистический пейзаж, снимаемый операторами сериала с геометрической выверенностью. 

Появившись буквально за два месяца до ревизионистского «Шерлока» BBC One и за год до изобретательного, но порой прямолинейного «Черного зеркала» Channel 4, «Лютер» ретроспективно выглядит важнее, если выстраивать чисто британскую иерархию. Стартовав симпатично, но с дюжиной резонных вопросов (часто – о мотивации героев), детище Нила Кросса оказалось мощнее на длинной дистанции. Набирая обороты с каждым сезоном, уже на второй год исполин и его пальто затыкали за пояс адепта дедукции и сборник патетичных притч о будущем. Таких крепко сбитых детективов каждый год выходит минимум по штуке (в прошлом году эту нишу занял «Босх» от Amazon), но так умно эволюционируют, не роняя планки, лишь исключения. А для истории про то, как Орфей, то есть Лютер, спускается в ад, финал, которым новые два эпизода   являются, не так уж и важен. Да и нет для детективов идеального финала. Пальто брошено, тучи сгущаются – значит, будет новая беда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1125
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1294
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1409
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3570

Другие новости