Викторианский Лондон – место не самое доброжелательное. Кадр из сериала
На британском телеканале itv, известном в первую очередь костюмированной драмой «Аббатство Даунтон», вышло шоу «Джекил и Хайд» – сочиненное писателем Чарли Хигсоном продолжение классического сюжета Роберта Льюиса Стивенсона про амбивалентность человеческой природы. В новой реинкарнации история Джекила–Хайда не замыкается на социальных приличиях, а заходит на территорию бульварных ужасов и стимпанка, где чувствует себя в правильной тарелке, пускай с трещинкой и с неаккуратным узором.
1885 год. В темной подворотне недружелюбного и туманного Лондона мужчина с гнилыми зубами убивает неизвестного (нарушитель спокойствия и страшный сон стоматолога в одном флаконе – это, разумеется, мистер Хайд).
Как истинный британец, полковник Булстроуд (Ричард Э. Грант) чаще всего долго выжидает и наблюдает. |
Спустя 50 лет на Цейлоне слегка курчавый молодой доктор Роберт Джекил (Том Бейтман), начавший практику в Индии совместно с отцом, доктором Наджараном (Эйс Бхатти), спасает оказавшуюся под грузовиком девочку, подняв тяжеленный агрегат. Вместе с нечеловеческой силой на него снисходит и некое помрачение: Джекил звереет и наступает на спасенную, и только крики окружающих выводят его из ступора.
Так Роберт Джекил, потомок того самого Генри Джекила, обнаружил своего Хайда, но ключевой трюк сериала Чарли Хигсона не в отношениях безупречного доктора и его порочного альтер-эго. «Джекил и Хайд» встраивает внутреннюю дихотомию личности в сюжет о мировой борьбе добра со злом. После обнаружения Хайда в острую фазу входит конфронтация древней мистической организации «Сумерки», которая хочет погрузить мир во тьму, и альтернативной версии МИ-5, борющейся с монстрами, существами из мифов и прочей нечистью. Как любит повторять начальник британской службы полковник Булстроуд (Ричард Э. Грант), их задача не только уничтожить пугающие создания, но и не позволить мирным гражданам узнать о существовании иного. Джекилу же предстоит не только обуздать родовое проклятье, но и выбрать сторону в этом противостоянии.
Если составлять табель о рангах, куда входят самые популярные среди кинематографистов сюжеты, то повесть Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» точно входит в число фаворитов вместе, скажем, с «Тремя мушкетерами» и циклом о Шерлоке Холмсе, подвергающемся новым ежегодным экранизациям. Сюжет начали экранизировать еще на заре кинематографа, да и теперь продолжают с тем же неувядающим энтузиазмом, с каким и много лет назад. Сюда же можно приплюсовать и многочисленных последователей (например, история популярного комикс-громилы Халка недвусмысленно наследует Стивенсону).
«Джекил и Хайд» от itv не пытается расширить классический сюжет или предложить какой-то ревизионистский взгляд, но вольно его продолжает.
Став Хайдом, доктор Джекил (Том Бейтман) и кулаками помахать не дурак. Кадр из сериала |
В первую голову Хигсон обращается к эстетике бульварных ужасов, которую с успехом уже два года эксплуатируют «Страшные сказки» Джона Логана (концентрация тем и персонажей фантастической литературы XIX века разного качества) и «Штамм» Гильермо Дель Торо. Вслед за последним визуальность «Джекила и Хайда» перекидывает мостик от книжных ужасов к кинематографическим хоррорам. В отличие от «Штамма», обращающегося к низкобюджетным представителям жанра последней четверти XX века, шоу Хигсона апеллирует скорее к фильмам ужасов начала прошлого столетия, которые сейчас смотрятся нелепо в плане саспенса и зрительского страха. Все поединки в сериале верны девизу «дешево и сердито»: могучие удары Хайда, от которых супостаты разлетаются в разные стороны, партнеров по съемочной площадке даже не задевают.
Укрывшись за столькими слоями художественных оправданий, Чарли Хигсон начал сочинять свою «Лигу выдающихся джентльменов», правда, с меньшим размахом и фантазией, чем великий и ужасный Алан Мур, придумавший оригинальный комикс, подвергнутый в 2003 году неудачной экранизации. Несмотря на титр «50 лет спустя», «Джекил и Хайд» отказывается покидать Викторианскую эпоху, где цветут пышным цветом разряженный паропанк, последствия колониальных войн, мифология и избранные фрагменты из историй про чудищ (к шестой серии проявился, например, сюжет про оборотня, цитирующий, конечно, «Дракулу»).
Столь глуповатое лукавство отчасти компенсируется очаровательным бесстыдством происходящего: Хайд от Джекила отличается только ухмылкой и вздувающимися на лице венами (у Стивенсона и в большинстве экранизаций раздвоение более контрастно), в диалогах ни одного живого места нет, а история развивается рывками, грозя к середине сезона превратиться чуть ли не в процедурал с одним новым монстром на серию. Шоу Хигсона не грозит место в списке обязательного к просмотру за календарный год, зато сериалом – вредной привычкой он вполне может стать. Впрочем, трудно избавиться от мысли, что в руках автора поизобретательнее и с большим актером в главной роли (например, австралийцем Джейсоном Кларком, на которого Том Бейтман немного похож) «Джекил и Хайд» мог стать не только странной, но и сильной историей.