Радиоведущая Триш (Рэйчел Тейлор) может за себя постоять. Кадр из сериала
В конце ноября сервис Netflix огрел зрителей сериалом «Джессика Джонс» – необычным супергеройским шоу, с какой стороны ни взгляни. Многосерийная история довольно молодой героини из комикс-вселенной (первая публикация – в 2001 году) не только поражает добросовестной мрачностью и невиданным для киновселенной Marvel психологизмом, но и заставляет задуматься: а зачем тут вообще супергероика? «Джессика Джонс» и без сцен злоупотребления сверхспособностями себя неплохо чувствует, хотя про нападение инопланетян и прочие проказы в Нью-Йорке из былых кинокомиксов не забывает. Впрочем, как ее будут подшивать к более благодушному «Сорвиголове», а тем паче к более радостным и наряженным персонажам супергеройской франшизы, пока загадка.
Хорошего человека Киллгрейвом (Дэвид Теннант)
не назовут. |
Смурная черноволосая девушка, промышляющая работой частного детектива, с аппетитом пьет виски, пронзает взглядом всех и каждого, а еще хранит в прошлом болезненную травму (точнее – целый ворох). Джессика Джонс (Кристен Риттер) обрела суперсилу после автокатастрофы, в которой потеряла родителей и младшего брата. Теперь она шныряет по Большому яблоку с фотоаппаратом и ловит неверных мужей без штанов или доставляет налоговые декларации не в меру ретивым аферистам, за что и получает валюту на порцию-другую бурбона. Жизнь ее кажется раем социопата и американской версией быта Лисбет Саландер, пока в роскошных лофтах вдруг не начинает маячить темная фигура изысканного британца, тяготеющего к фиолетовому и пурпурному, а также к насилию. Психопат с пугающей способностью к внушению, Киллгрейв (Дэвид Теннант) в городе не просто проездом: центральный конфликт первого сезона не будет лукавством описать как «встреча с бывшим».
Для Джессики Джонс (Кристен Риттер) утром
добрым не бывает. Как и день, и вечер, и ночь. |
«Джессику Джонс» в течение пяти лет вела к премьере шоураннер Мелисса Розенберг, ранее написавшая сценарии ко всем фильмам линейки «Сумерки». Сначала проект задумывался как сериал по комиксу «Шпионки», где Джонс впервые и упоминается, а потом проект поменял прописку ABC на Netflix, начавший сотрудничать с Disney: киновселенной Marvel оказалось тесно на большом экране и в шоу «Агенты Щ.И.Т.а», и в планах возникло еще четыре супергеройских сериала, персонажи которых затем сольются в команду «Защитники» (нью-йоркские «Мстители» без понтов). Весенняя премьера «Сорвиголовы» – первой части этой амбициозной «квадралогии» – заставила многих говорить о том, что сериалы про супергероев, ранее бывшие загоном издательства DC («Зеленая стрела», «Флэш», «Готэм»), оказывается, могут быть не только в чем-то садомазохистским удовольствием комиксов-фанатов. Впрочем, реверансов история шоу про слепого адвоката из Адской кухни получила многовато – и появление «Джессики Джонс» отчасти продемонстрировало, что нишевые шоу все-таки в ближайшие годы способны по-настоящему дать жару.Для такого смертельного – буквально – трюка Джонс может пустить в ход суперсилы (могучий удар и сравнительно высокий прыжок), лучшую подругу, блондинку-радиоведущую Триш (Рэйчел Тейлор), пару странных знакомцев, среди которых неспроста похожий на Капитана Америку полицейский Уилл Симпсон и чернокожий бармен с непробиваемой кожей Люк Кейдж (про него тоже есть комиксы), ну и, конечно, смекалку и находчивость. Отдельного упоминания заслуживает циничная адвокатша-лесбиянка (Кэрри-Энн Мосс) – лучший в городе специалист, но находящийся в водовороте бракоразводного процесса. На стороне Киллгрейва все, кто имеет уши и неосторожность услышать его самую безумную команду. Хотя на самом деле убийства Джессики в wish-листе лилового британца нет.
В не сразу запрягающем шоу Мелиссы Розенберг формируется сложный узел отношений, как в «Оранжевом – хите сезона», другом сериале про женщин в непростых обстоятельствах: любовь и ненависть рука об руку, у кого нет страшной тайны, найдется шкурный интерес, и т.д. При этом любопытно, что к сериалу приложил руку специалист по простым смертным в супергероическом мире – Брайан Бендис, автор комикса «Шпионки», «Сверхспособности» и, в общем-то, отец Джессики Джонс, а среди продюсеров также числится Джефф Лоэб – фигура абсолютно легендарная, но прославившаяся не в Marvel, а в DC – комиксами про Бэтмена (среди которых – культовый Batman: Long Halloween).
Пуленепробиваемый педант Люк Кейдж
(Майк Колтер). Кадры из сериала |
У такой команды, во многом заточенной на истории про мрачные города, Нью-Йорк принимает еще более пугающий облик, чем в нетфликсовском «Сорвиголове», а приличное количество крови заставляет вспомнить про «новую жестокость» сериалов, которую ранее супергеройские шоу как-то обходили. «Джессика Джонс», с первых минут глубокими тенями и низким закадровым голосом обещающая чуть ли не детектив в стиле нуар, в итоге оказывается густо замешанной драмой про хищные вещи большого города. Про психологическое насилие в отношениях (так или иначе развалившийся брак проходит красной линией через жизнь почти всех героев), про власть и доминирование, про карьеру, про душевные язвы: пострадавшие от дара убеждения Киллгрейва ходят на своего рода терапевтические встречи (эдакий «клуб бывших закиллгрейвленных»), а Джессика обретает способности не только после трагедии, но еще и в пубертатном возрасте. И тут сериал Розенберг, использовавший всю комикс-атрибутику преимущественно декоративно, наиболее полно демонстрирует первородную супергеройскую проблематику: историю человека, болезненно выпавшего из социума и по причине «инаковости» неспособного вернуться. Проблема, которую в мегаполисе по абсолютно разным причинам испытывают очень многие.
«Джессика Джонс» также сильно выпадает из комиксового потока: и из-за обилия прописанных женских персонажей, и из-за изящного, ненавязчивого внедрения во вселенную Marvel, и благодаря минимальной роли супергероики, а также потому, что у героини нет такого бэкграунда, как у того же Сорвиголовы, чья история становления гораздо более известна, да и сама история насчитывает почти полвека. Но оказалось, что иногда достаточно и молодости с запалом.