Детективу Веге (Миган Гуд), ясновидящему Дэшу (Старк Сэндс) и будущему нас уже нечем удивить. Кадр из сериала
2065 год. В глянцевом будущем – страстном поцелуе эстетики Apple и футуризма родственников Вачовски – все спокойно. Дети фотографируются на страшно смешные приспособления для селфи, с пивных бутылок подмигивают восточные женщины, машины сами едут в нужном направлении, не нуждаясь в ловкости рук водителя, на телевидении начинается особенно классный, как обещает реклама, 75-й сезон «Симпсонов». Детектив Лара Вега (Миган Гуд), афроамериканка, поклонница классики (в середине XXI века это Игги Азалия и Бейонсе) и плохо скрываемая карьеристка, получает от незнакомца с перекошенным лицом ценные сведения о грядущем преступлении и дозу фермента временного паралича в ногу. Ранее юноша по имени Дэш (Старк Сэндс) воспользовался идентичной ампулой, чтобы обезобразить себя до неузнаваемости и скрыться от камер наблюдения. Дэш – мутант-ясновидящий, на лицо вполне безобидный, видящий обрывки грядущих преступлений и испытывающий проблемы в общении с внешним миром (в духе добродушного Шелдона Купера). Десять лет назад подобные предсказания были вынужденной профессией юноши: вместе с братом Артуром (Ник Зано) и старшей сестрой Агатой (Лора Риган) он лежал в полной изоляции в «молочной ванне» и поставлял данные для полицейской программы досрочного ареста.
Плохо то будущее, где не в кого пострелять. Кадр из сериала |
Что случилось в 2054-м, рассказывает одноименный фильм, снятый Стивеном Спилбергом по одноименной же повести Филипа Киндреда Дика – колосса научной фантастики. Как Дику везет с экранизациями – тема для большой дискуссии (возможно, на повышенных тонах), уведет нас далеко в сторону. Многосерийная версия «Особого мнения» канала FOX к произведению классика имеет очень опосредованное отношение, да и позиционирование как продолжение экранизации Спилберга тоже обманчиво. В сериале Дэш и его родственники попали на службу закона еще детьми, а в фильме они были едва ли не старше своих версий 2065 года.
Нестыковки – дело житейское, но в случае с очередным Minority report проще назвать то, за что глаз не цепляется.
Начиная с медленно разворачивающегося сюжета с жалким подобием психологизма и почти нулевой интригой до напрочь лишенного харизмы центрального дуэта в исполнении блеклых Гуд и Сэндса. Наконец, даже формальная апелляция к Дику выглядит жуткой пошлостью – детективу про испорченное детство трех экстрасенсов с едва ощутимым флером высокотехнологичной антиутопии громкое название нужно лишь как – сюрприз! – реклама (а прочее наследие фантаста летит в корзину без раздумий).
«Особое мнение» забавно наблюдать не с точки зрения какого-то особо изобретательного процедурала (процедурал - разновидность телесериалов, где сюжет каждой серии почти не связан с предыдущей), а как печенье с предсказанием. Кстати, рейтинги сериала стремительно падают, так что FOX решил сократить сезон с 13 до 10 серий. 2065-й год куется из общих мест (видеофоны, летающие транспортные средства), ироничных комментариев к 2015-му («Во времена нашей молодости мы пользовались Tinder'ом», – вздыхает мать главной героини) и саморекламы («Симпсоны» прожили еще полвека не потому, что это культовый сериал, а потому, что выходит он на FOX). Плюс номинальная привязка к творчеству Филипа Дика (это дело не новое), а собственных идей и ярких находок авторам сериала не хватает не то что на сезон – на одну отдельную серию не наберется.
Предсказания ясновидящим даются болезненно. Кадр из сериала |
Ключевое слово в данном случае – процедурал: совокупность определенных сюжетных конструктов, касающихся развития серии и сквозной истории, которая за три эпизода лишь изредка дает о себе знать. В худших проявлениях этот каркас выступает под любой маской – научной фантастики, зомби-комедии («Я – зомби»), неловкого городского фэнтези («Вечность»), ромкома («Касл»), дела врачей (все медицинские саги – от «Скорой помощи» до «Хауса»). Как и другой растиражированный и отчасти вышедший в тираж формат – ситком, – процедурал новым трюкам научить непросто, а сварить в «мыло» – легче легкого. При поддержке Стивена Спилберга, который одним прикосновением состаривает все свои продюсерские проекты минимум лет на десять, сценарист Макс Боренштейн, придумавший недавно для большого экрана более свежего и крупного Годзиллу, с миром будущего попросту не справляется. Возможно, «Особое мнение» покинет зону сомнительных мемов о событиях 50-летней будущности, но где-то через 10 лет после выхода одноименного фильма (в сериале примерно столько же прошло с момента освобождения оракулов), запала у этой истории стало еще меньше. Даже для одного сезона клишированной глупости не помешал бы кто-то, чья гамма эмоций включает не только великое изумление. А еще лучше – фантазия и чувство юмора.