Уолтер Блант (Патрик Стюарт, в центре) и его команда. Кадр из сериала
Лысый аристократичный британец заходит в бар, употребляет виски, сливает бармену байку из жизни королевской семьи и уходит в ночь, где его ждут встреча с молодой куртизанкой-трансгендером, потасовка с полицией и пара реплик из «Гамлета» на крыше собственного автомобиля (спасибо шоколаду с марихуаной). Эта история стала бы максимум очередным анекдотом в разделе уморительных новостей, если бы аристократичным британцем не был популярный телеведущий Уолтер Блант (Патрик Стюарт), ежевечерне и патетично общающийся с американским телезрителем посредством программы «Блант говорит» (Blunt talk). Ночная бабочка оказалась не очень совершеннолетней, служитель закона в ходе задержания получил прискорбное повреждение детородного органа, а репутация Бланта и до этого была не то чтобы белоснежной.
Верный дворецкий Генри (Эдриан Скарборо, справа) мастера в беде не бросит. |
Вытаскивать пожилого мужчину из крупнейшей, помимо трех браков, неприятности в жизни приходится его разномастной телевизионной команде, а также верному дворецкому Генри (Эдриан Скарборо) с военным прошлым и, как выяснится во второй серии, внушительным агрегатом. Люди с такими выдающимися данными, как Блант и Генри, просто не могут не попадать в неприятности, даром что у них уже есть скромная катастрофа под носом – шоу собираются закрывать, а харизматичному и старомодному ведущему пора подыскать новую роль на канале, если он хочет по-прежнему торговать лицом и мыслями. И тут самое время вспомнить, что если уж мы чему-то научились из цикла романов Вудхауса и их популярной многосерийной экранизации, то только одному: дуэт глупой аристократичности и (ироничной) исполнительности способен усугубить любую трагедию и попутно превратить ее в сборник уморительных скетчей.
«Блант говорит», конечно, не «Дживс и Вустер» (Генри любит хозяина, как пес), но телевизионный дух этого сериала витает в кадре пополам с дурашливостью «Смертельно скучающего» – еще одного забавного шоу про пьющего (только писателя-неудачника), также вышедшего из-под клавиатуры шоураннера Джонатана Эймса, придумавшего многосерийную комедию для Starz. В «Бланте» Эймс уже не пытается играть на поле манхэттенских невротиков во главе с Вуди Алленом, его интерес – вывернуть наизнанку «Службу новостей» Аарона Соркина, вдобавок виден узнаваемый почерк Сета Макфарлейна, подвизавшегося на шоу исполнительным продюсером. Присутствие создателя «Гриффинов» и режиссера дилогии «Третий лишний», чья привязанность к мюзиклам и танцевальным номерам общеизвестна, проявляется в «Бланте» уже во второй серии, да и пикантного юмора для истории про британца почти на пенсии хватает. Наконец, Макфарлейн – большой поклонник «Звездного пути» и лично Патрика Стюарта, которому всегда находится место в проектах неутомимого комедианта (например, он читает текст от рассказчика в «Третьем лишнем»).
Внимание: сейчас будет монолог из «Гамлета». Кадры из сериала |
И если для Стюарта «Блант» – слегка идиотский бенефис, эдакий очищающий огонь самопародии на актера актерыча, то для Starz эти отношения куда серьезнее. Кабельный канал, начавший вещать немногим больше 20 лет назад, а снимать собственные сериалы – меньше 10, привлек внимание не только большой звезды, но и минимум двух работников острот и панчлайнов, чьи былые и действующие шоу можно увидеть на таких гигантах, как HBO и Fox. Учитывая готовящиеся премьеры канала (в ноябре выйдут «Эш против зловещих мертвецов» Сэма Рэйми и балетный триллер «Плоть и кость»), становится ясно, что амбиции starz распространяются намного шире исторических сериалов вроде «Спартака» или флагманских ныне «Черных парусов», но это уже совсем другая история, финал которой очевидным образом находится где-то за горами.
Комедия Эймса не сулит телеканалу Starz золотых пиков, но приятно разнообразит палитру канала. Впрочем, за первые два эпизода «Блант» умудрился сказать многое, но слишком мало – по сути: центральный сюжет выстраивается вяло, если какое-то осевое повествование кроме поиска места под светом студийных софитов вообще планируется. Затянутые скетчи, которыми так славятся «Гриффины» и которые категорически не желают приживаться в полнометражных фильмах Макфарлейна, в формате сериала тоже стреляют в молоко: например, утомительная юмореска про пожилого телеведущего и посещение туалета в аэропорту, по правде, совсем не тянет на лучшую находку Эймса. В этом смысле старт шоу заставляет думать, что либо сериал долго набирает форму, либо попросту не способен впечатлить остротой комедийной мысли. И тут уже от скорой участи «Смертельно скучающего» (закрыли после трех сезонов) сериал не спасут ни Стюарт, ни не менее замечательный Эдриан Скарборо, до роли дворецкого Генри сыгравший шута в постановке «Короля Лира» Сэма Мендеса. И в этом будет гораздо больше иронии, чем наблюдается в «Блант говорит» сейчас.