Если бы не тайны, агенту Берку (Мэтт Диллон) в Уэйуард Пайнс могло бы и понравиться. Кадр из сериала
Городок Уэйуард Пайнс, штат Айдахо, мало чем примечателен: школа, больница, полицейский участок, риелторская контора, заброшенная сторожка и несколько десятков слишком аккуратных домов – вот и все достопримечательности. Поиски двух пропавших коллег заносят в Айдахо пару агентов секретной службы, Итана Берка (Мэтт Диллон) и его напарника. После безрезультатного опроса жителей Бойсе, столицы штата, агенты попадают в автокатастрофу. Берк приходит в себя на больничной койке под мурлыканье пугающей медсестры Пэм (Мелисса Лео) в белых туфлях, потом знакомится с шерифом Поупом (Терренс Ховард), фанатеющим от мороженого, нервным доктором-психиатром Дженкинсом (Тоби Джонс), добродушной барменшей Беверли (Джульетт Льюис) и другими местными жителями, которые слишком много улыбаются и очень мало говорят по существу. Вскоре Берк понимает, что праздновать новоселье в Уэйуард Пайнс он не хочет, но обнаруживает пропавшего агента секретной службы Кейт (Карла Гуджино) – даму, с которой у него был роман. Кейт не только прижилась в крошечном населенном пункте, где нельзя упоминать о прошлом до Уэйуард Пайнс и следует незамедлительно отвечать на телефонные звонки, но даже вышла замуж и теперь продает разного рода игрушки и безделицы. А за эдемским палисадом, как положено, скрывается тяжелое дыхание антиутопии, если не катастрофы.
Пристрастие к мороженому не делает шерифа Поупа (Терренс Ховард) менее подозрительным. Кадр из сериала |
«Сосны» телеканала FOX (в оригинале «Своенравные сосны», тот самый Уэйуард Пайнс) слишком рано записали в очередной клон «Твин Пикса»: кроме городка с интригующим названием и нескольких сумасбродных персонажей, их практически ничто не роднит (и чем дальше в лес, тем больше). Шоураннер и создатель Wayward Pines Чад Ходж, взявшийся сделать сериал из трилогии Блэйка Крауча («Сосны», «Своенравные», «Последний город»), неоднократно пускает зрителя по ложному следу, чтобы к пятой серии променять мерещуюся мистику на своего рода научную фантастику.
Первый кадр «Сосен» – зрачок Берка и ветви деревьев, что сразу наводит на мысли об «Остаться в живых», потом в ассоциативный ряд вклиниваются «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана (он снял пилотную серию и стал одним из продюсеров), «Остров проклятых», «Сотня» и даже «Больница Никербокер» (белые штиблеты героя Клайва Оуэна очень заразительны). В конце третьей серии зрителя, возможно уже уставшего от очередной истории про странный город или виденье, резко выбрасывает в другой жанр и будто бы на свежий воздух. Тенистое и морочное пространство Уэйуард Пайнс тут же раздвигает дрожащие на ветру лапы сосен и наполняется хирургическим светом: аккурат к середине сезона шоу предлагает новые правила игры, и указующая стрелка окончательно покидает сектор «Твин Пикс», чтобы приблизиться к жанровому винегрету «Остаться в живых». Впрочем, если жажда сюжетных твистов в Чаде Ходже или писателе Блэйке Крауче не иссякнет, то еще один, ближе к финалу, будет очень кстати.
Медсестра Пэм (Мелисса Лео) одним взглядом наводит ужас на пациентов. Кадр из сериала |
Пока же, к экватору вещания, «Сосны» остаются темной лошадкой: кажется, что в любой момент что-то может пойти не так, да и степень амбициозности проекта до сих пор под вопросом. Все ли маски сдернул Чад Ходж или сериал до конца будет испытывать кризис самоидентификации, напоминая все хорошие фильмы-сериалы с многочисленными или просто удивительными твистами? На бумаге с амбициями все хорошо и даже выше. В кадре звезда «Империи» (тоже FOX) Терренс Ховард, не снимавшиеся три-четыре года на телевидении Карла Гуджино и Мэтт Диллон, трудолюбивый и разноплановый Тоби Джонс, который еще недавно был частью киновселенной Marvel и противостоял Капитану Америке, наконец, Мелисса Лео и Джульетт Льюис, которые ни один ансамбль не портят, а зачастую делают гораздо лучше (Мелиссе Лео садистский прищур очень к лицу). За кадром не последние, пускай и нестабильные режиссеры. Первый эпизод снял Шьямалан, которому на телевидении прочат перерождение загибающейся карьеры в большом кино (уже трудно вспомнить, какой фильм постановщика «Шестого чувства» и «Неуязвимого» не громили за последние минимум 10 лет); пятую серию Джеймс Фоули, у которого за плечами больше трети эпизодов «Карточного домика» и фильм «Американцы» с тем же Кевином Спейси; ну а ближе к финалу за тяжелую артиллерию предстоит отдуваться Нимроду Анталу, американскому режиссеру с венгерскими корнями, снявшему в Венгрии отличную мистическую драму про метро («Контроль»), а в Голливуде выступившему с нестыдным сиквелом «Хищники» (фильм с неожиданным названием «Хищники» и Эдриеном Броуди). Все, кто смотрит «Игру престолов» помнят, что предпоследний эпизод в экранизации эпоса Мартина едва ли не важнее и неожиданнее, чем финальный. Ходж не обязан мимикрировать под коллег-шоураннеров Уайсса и Бениоффа, но повторение их запатентованного видения структуры сезона может стать очередным доказательством, что создатель «Сосен» в курсе модных трендов и не брезгует пускать их в ход.
В центре всей этой карусели из фантастики на грани мистики еще одно модное поветрие: напоминать людям, что в уравнении истории Вселенной и даже планеты человеческая цивилизация – сомнительная постоянная. Не случайно среди главных правил Уэйуард Пайнс не говорить о прошлом и вообще забыть о другой жизни. В пятнышке на карте штата Айдахо это своего рода фундамент мира и гармонии, но в большем масштабе уже рецепт от беспокойства и неуместной гордыни по поводу старых, многовековых заслуг. Рай в шалаше с семьей – это тоже неплохо.