Актеры Александр Никитин и Юлия Меньшова в сериале «Между нами, девочками». Кадр из сериала
Кто бы что ни говорил, лидирующие позиции на российском медиарынке принадлежат телевидению: телевизор ежедневно смотрят около 73% россиян и около 93% – хотя бы раз в неделю. Что неудивительно: в кризисные времена значение ТВ возрастает.
Главной телевизионной площадкой России остается Первый канал, который за прошлый год существенно укрепил свои позиции. Согласно данным TNS Russia, Первый по итогам 2014 года увеличил свою долю (процент от смотрящих данный телеканал к общему количеству смотрящих телевизор) с 13,7 до 14,5%. Увеличил долю и канал «Россия 1» с 12,8 до 13,2%, а вот НТВ заметно растерял аудиторию: за год его доля сократилась с 12,7 до 11,2%. Четвертую позицию, несмотря на снижение доли с 7,1 до 6,8%, удалось удержать телеканалу ТНТ. Продолжал терять долю и телеканал СТС – с 6,6 до 5,8%, снижением доли отметились «5 канал» (с 5,8 до 5,6%) и РЕН ТВ (с 5,1 до 4,1%). Причиной такого перераспределения аудитории по каналам эксперты называют повышенный интерес россиян к новостям в связи с событиями в Украине и экономическим кризисом. Подтверждением чему служит и значительный рост доли телеканала «Россия 24» – с 1,2 до 3,2%.
Согласно данным TNS Russia, среднесуточные доли по Москве за первый квартал 2015 года распределились между каналами так:
- «Россия 1» – 13,1%
- Первый канал – 12,8%
- ТНТ – 12,6%
- НТВ – 10,2%
- СТС – 8%
- ТВЦ – 5,5%
- РЕН-ТВ – 5%
- «5 канал» – 4,7%
- «Россия 24» – 4,0%
- ТВ-3 – 4,0%.
Рейтинги (проценты от смотрящих данный телеканал к общему количеству всех телезрителей) подсчитывают после выхода передач в эфир, с их помощью оценивается качество передач, – а главное, основываясь на рейтингах, каналы определяют расценки на рекламу, которые различаются в зависимости от конкретной передачи и ее времени выхода в эфир. Взятые наугад топ-10 передач в первом квартале 2015 года:
- Музыкальный конкурс «Голос. Дети» (Первый канал, рейтинг 8,6%)
- Информационная программа «Время» (Первый канал, рейтинг 7,9%)
- Ток-шоу «Пусть говорят» (Первый канал, рейтинг 7,5% )
- Информационная программа «Вести» («Россия 1», рейтинг 7,0%)
- Музыкальное шоу перевоплощений «Точь-в-точь» (Первый канал, рейтинг 6,5%)
- Информационная итоговая программа «Воскресное «Время» (Первый канал, рейтинг 6,5%)
- Информационная итоговая программа «Вести недели» («Россия 1», рейтинг 6,3%)
- Публицистическая программа «Специальный корреспондент», включающая в себя фильм-репортаж и его обсуждение в студии («Россия 1», рейтинг 6,2%)
- Ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» («Россия 1», рейтинг 5,9%)
- Мелодраматический сериал «Верни мою любовь» («Россия 1», рейтинг 5,7%).
Если в начале года в топ-десятках передач по шесть позиций занимали информационно-политические программы, то подсчеты рейтингов, например, за апрель, показывают некоторое перераспределение интереса аудитории в пользу развлекательных передач и сериалов (примечательно, что информационные программы «Время» и «Воскресное «Время» сохранили свои позиции):
- Ток-шоу «Пусть говорят» (Первый канал, рейтинг 7,6%)
- Информационная программа «Время» (Первый канал, рейтинг 7,2%)
- Драматический сериал «Однажды в Ростове» (Первый канал, рейтинг 6,8%)
- Музыкальный конкурс «Голос. Дети» (Первый канал, рейтинг 6,0%)
- Криминальный сериал «Ленинград 46» (НТВ, рейтинг 5,9%)
- Информационная итоговая программа «Воскресное «Время» (Первый канал, рейтинг 5,8%)
- Телеигра «Поле чудес» (Первый канал, рейтинг 5,1%)
- Информационная программа «Вести» («Россия 1», рейтинг 5,0%)
- Мелодраматический сериал «Склифософский-4» (НТВ, рейтинг 4,9%)
- Информационно-развлекательная программа «Центральное телевидение» (НТВ, рейтинг 5,3%).
В начале мая на первую позицию вышли программы и фильмы, посвященные 70-летию Победы – военный парад на Красной площади, новостные спецвыпуски, всеми любимое старое кино «В бой идут одни «старики» и новый сериал «Молодая гвардия». В середине мая популярностью пользовались финал и полуфинал Евровидения, но в целом тенденция сохранялась: аудиторией были востребованы информация–развлечение–сериалы. Причем в соотношении четыре информационно-политические программы, три развлекательные и три сериала.
Первую позицию в топ-10 в начале июня заняла программа «Время», однако возрос интерес к сериалам, которые сравняли счет с информационно-политическими программами. Топ-10 передач в Москве за первую неделю июня выглядит так:
- Информационная программа «Время» (Первый канал, рейтинг 7,1%)
- Комедийный сериал «Между нами, девочками» («Россия 1», рейтинг 6,3%)
- Криминальный сериал «Инспектор Купер-2» (НТВ, рейтинг 5,5%)
- Информационная программа «Вести» («Россия 1», рейтинг 5,5%)
- Ток-шоу «Пусть говорят» (Первый канал, рейтинг 5,3%)
- Информационная итоговая программа «Вести недели» («Россия 1», рейтинг 4,9%)
- Ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» («Россия», рейтинг 4,8%)
- Драматический сериал «Взрослые дочери» (Первый канал, рейтинг 4,6%)
- Общественно-политическая программа «Человек и закон» (Первый канал, рейтинг 4,6%)
- Сериал-боевик «Ментовские войны-6» (НТВ, рейтнг 4,6%).
Наступил «мертвый» летний сезон – вряд ли до сентября телеканалы нас чем-то порадуют или удивят. Разве что тем, что политические ток-шоу, как прочие передачи, будут отпущены на каникулы.
Телезритель голосует пультом. Фото Сергея Бурова |