Томас Пейн (Стив Куган) и Альбер Камю в стране поклонников Джобса. Кадр из сериала
На телеканале Showtime стартовала черная и немного абсурдистская комедия «Типа счастье» – почти бенефис Стива Кугана, эдакий сборник эссе писателя Шалома Осландера про счастье и отчаянно смешное шоу про повседневное отчаяние.
Сотруднику рекламного агентства Тому Пейну (Стив Куган) стукнуло 44, у него есть жена-еврейка Ли (Кэтрин Хан), сын Джулиус (Сойер Шипман), подсевший на обучающий мультфильм про латиноамериканскую девочку Дашу (в оригинале – Дору). Также у Тома в наличии серьезные разногласия с миром по части доктрин счастья. Мир тем временем меняется, делает огромные шаги вперед, и одни начинают отставать от погони за сверхновым, другие из последних сил молодятся, повторяя актуальные тренды, а третьи – вообще поверхностные молодые шведы, которых фирма Тома выписала для генерирования креатива.
Сын Тома, Джулиус, считает, что 44 года – это как миллион лет. |
Несчастливый торговец счастьем – хороший рассказчик. К 44 годам у Томаса Пейна, полного тезки одного из отцов-основателей США и идеолога американской революции, есть немало претензий к другому отцу-основателю – Томасу Джефферсону, автору Декларации независимости, в которой говорится, что все люди от рождения имеют равное право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Вот с последним у современного общества затык. Даже не в том смысле, что чего-то не хватает, а в интерпретации самой сущности счастья. Столько возможностей, а поди разбери, какая ведет к тому самому, на что каждый имеет право.
«Типа счастье», придуманное нью-йоркским евреем Шаломом Осландером, – это дебют писателя в качестве создателя телешоу, и вполне закономерно, что главный герой его ровесник. «Счастье» – это злая сатира на современный мир, где многие равняются на Джобса, где всем хочется реализма и правдоподобия, но такого, красивого (никакого неореализма), где логика подменяется ощущениями, хорошими вибрациями и глобальными вопросами.
«Счастье» – это «Мужчина ищет женщину» телеканала FXX 20 лет спустя: история одинокого юноши, вокруг которого творится абсурд большого города, перерастает в сюжет о мужчине, который чаще спорит с окружающими, чем с воображаемыми собеседниками, но мир менее абсурдным не стал. Люди же вокруг напоминают ему, что нужно идти в ногу со временем, что чистеньким никто не выйдет и далее по списку.
К счастью, Томас не одинок, и чета Пейнов (Payne), в чьей фамилии слышится «боль» (от английского «pain» – «боль»), в меру своего остроумия противостоит хищным вещам века, религиозным и общественным травмам, детским обидам и всему тому, что им причинили окружающие согласно своему представлению о правильном воспитании. У Тома счеты с католицизмом, у Ли – с матерью и еврейской традицией постоянно хоть чуть-чуть, но страдать – даже на свадьбе, когда жених в память о разрушении Иерусалимского храма должен раздавить бокал, завернутый в ткань.
Семье Пейнов очень весело, несмотря на будничное безумие окружающего мира. Кадры из сериала |
Навязчивая пропаганда счастья, впрочем, ничуть не лучше. Особенно если она проводится людьми, которые без зазрения совести заимствуют чужие идеи, диваны и предпочитают Фрэнка Миллера – Артуру или Генри, а Спайка Ли – Харпер. Большие фигуры – это отдельный мотив «Типа счастья», каждая серия которого связана с именами известных личностей: Камю, Беккета, Альцгеймера, Гитлера, Набокова… Все они всплывают в разговоре, подкидывая в разъяренные монологи Тома Пейна цитатку-другую, заодно подчеркивая разрыв между поколениями: сцена, в которой ассистентка объясняет Томасу, в честь кого переименовали зал «Миллер», одна из лучших в сериале. Знаменитый комиксист (Фрэнк Миллер) против автора интеллектуально-эротических романов (Генри Миллер) или знаменитого драматурга, которого до сих пор ставят на Бродвее, и самого долгого мужа Мэрилин Монро (Артур Миллер). Есть о чем побрюзжать 44-летнему интеллектуалу.
Насколько бы хорошо ни был придуман сериал (а Осландер над текстом поколдовал на славу), без Стива Кугана он был бы совершенно иным – каким, вероятно, отчасти и задумывался: пилотный эпизод шоу сняли еще с Филипом Сеймуром Хоффманом. Этот пилот было бы очень интересно увидеть, потому что на Кугане клетчатая рубашка и перманентная легкая раздражительность Пейна сидят как влитые. Боязливый, острый на язык, размышляющий о том, что умереть лучше, чем умирать (из-за изматывающей надежды), рьяно опасающийся за жизнь сына, циничный, но добрый, заботящийся о сотрудниках.
«Типа счастье» – это не злобный взгляд из 40 в 30 (или даже 20), это просто взгляд вокруг (и даже на себя) в попытке очеловечить парадигму всеобщего индивидуального счастья. Концепция из разряда мифической и неподъемной национальной идеи, которую в «Generation П» Пелевина не смог вывести даже дух Че Гевары. Соседство «Типа счастья» с двумя значительными произведениями о рекламщиках, которые на самом деле не о рекламщиках («Generation П» и «Безумцы»), а о тоске по настоящему (не фейку) и исторических травмах, не случайно. В конце концов симптоматично, что концепция этого самого счастья эволюционирует параллельно с историей человечества, как рекламное лицо «Кока-колы» и других крупных брендов. Людям же остается типа счастье – маленькое, но симпатичное.