Террорист Алан Фаррагут (Билл Кэмпбелл) и сектантский гуру Майкл (Стивен Уэбер) одинаково не доверяют бессмертным. Кадр из сериала
Биологический триллер дебютанта Камерона Порсандеха «Спираль» за два сезона прошел долгий путь от нордической и нелогичной драмы про семью и зомби до еще более иррациональной истории о семейной битве в кельях аббатства на заброшенном острове, где обитает полубезумная секта, борющаяся за будущее человечества. Второй сезон сменил белые одеяния заснеженной арктической станции на полупрозрачный топик джунглей, смертоносный вирус «Нарвик-Б» на более природный, но не менее опасный микоз. Лидером всемогущей группы из Центра по контролю заболеваний (ЦКЗ) стал Питер Фаррагут (Нил Напье) – младший брат Алана Фаррагута (Билл Кэмпбелл), некогда короля штаммов и грозы вирусов, а ныне – объявленного в розыск террориста, за которым охотятся 500 бессмертных из загадочной компании «Иллария».
На бумаге «Спираль» – это пляжный ужастик в двух томах, который в первой книге отчаянно тянет время, заражая, вылечивая и делая бессмертными ограниченное число персонажей, чтобы во втором заставить всех героев бесконечное число раз меняться ролями и снова заражать их. А те ищут противоядие, рассуждают о судьбах человечества и каждые пять минут узнают о себе и загадочном острове нечто такое, что ставит все с ног на голову, а потом обратно. Сюжет второго сезона, чтобы зритель не расслаблялся, вдобавок еще и происходит в двух временных плоскостях: первая – через пятнадцать месяцев после событий первого сезона, вторая – через тридцать лет после операции уже на острове. Есть и небольшой задел на третий сезон – эпизод из 2029 года, будущего, которое Фаррагуты и другие борцы с вирусами в каком-то смысле обеспечили человечеству.
Сара (Джордан Хэйес) хоть и пугливая, но отчаянная ученая. |
Неизвестно, что бессмысленнее – раскрывать сюжетные повороты «Спирали» или, наоборот, говорить о них загадками: Порсандеха со товарищи не гнушаются рисовать крутые петли, плодить загадки и недоговоренности, отмахиваться от здравого смысла и здорово проводить время, постоянно напоминая зрителю, что это все немножко не всерьез, – эдакая беготня от зомби под задорные ритмы или миксы (а самые жестокие сцены именно таким саундтреком в «Спирали» и сопровождаются).
Впрочем, пересказывать эти сюжетные хитросплетения довольно забавно – как воспроизводить по памяти эпизоды из книги страшилок или содержание целой россыпи эпизодов какого-то дикого телешоу из 90-х.
В первом сезоне Алан Фаррагут, его бывшая жена Джулия (Кира Загорски), его нынешняя и юная возлюбленная Сара (Джордан Хэйес) и другие члены ЦКЗ приезжают на полярную станцию, где лежит больной Питер Фаррагут, а доктор Хироши Хатаке (Хироюки Санада) уже долгое время проводит опыты по излечению рака и других болезней, но в итоге открывает «Нарвик-Б», который превращает людей в кровожадных и довольно смекалистых зомби, в чьих жилах течет черная кровь. В ходе камерной партизанской войны с живыми мертвецами выясняется, что бессмертным людям вирус не страшен, Джулия – дочь Хироши, а за экспериментом следит таинственная организация «Иллария», которой те самые бессмертные и заправляют. К ним относятся и пятисотлетний Хироши, а впоследствии серебряными зрачками – отличительным признаком людей без срока годности – награждаются и Джулия с Сарой.
Второй сезон бросается в бой без раскачки, лишь напоминая, что станция взорвана, Алан, борющийся с «Илларией», в бегах, а интересы всемогущей убойной группы ЦКЗ, в которую теперь входят Питер, Сара и юный техасец Кайл (Мэтт Лонг), как-то связаны с одиноко торчащим на карте островом. Там, оказывается, живет целая сектантская община под руководством мудрого гуру Майкла (Стивен Уэбер), который очень много лет занимается скрещиванием не только растений, но и человеческих особей. Там же есть еще один смертоносный вирус (микоз), а также должен скрываться ответ на вопрос, как не дать бессмертным устроить геноцид, чтобы решить проблемы с перенаселением Земли. Сюжетная линия 30 лет спустя рассказывает о том, что бессмертные интриганы напоролись на болезнь, которая убивает и их. И это уже новый вирус и поиск нового противоядия.
Второй сезон шокирует появлением не только Хироши (Хироюки Санада), но и матери Джулии. Кадры из сериала |
Дебютант Порсандеха выстроил сериал таким образом, что довольно нерасторопное шоу в сюжетной динамике затыкает за пояс иные боевики и блокбастеры. «Спираль» – это практически мокбастер (фильм-пародия на блокбастер), только сделанный с довольно серьезным лицом и со скромными средствами телеканала SyFy, который известен обязательно научно-фантастическими, но не самыми выдающимися шоу (из премьер этого года можно выделить «12 обезьян» – многосерийный ремейк культового фильма Терри Гиллиама). «Спираль» хоть и не ремейк, но напоминает множество шоу одновременно – от «Остаться в живых», откуда были позаимствованы двое, правда не первых, сценаристов, Стивен Маеда и Хавьер Грилло-Марксуа, до недавнего «Штамма», а финал второго сезона неожиданно вторгается на территорию социального хай-тек-высказывания в духе «Черного зеркала».
Сериал Гильермо Дель Торо «Штамм», как и «Спираль», – это лихое Б-муви, в котором есть и вирус, и бессмертные (правда, не люди, а вампиры), и доблестные сотрудники ЦКЗ, и бывшая жена главного героя, и много чего еще. Порсандеха явно читал книжную трилогию, которую Дель Торо и Чак Хоган в четыре руки написали с 2009 по 2011 год, а в прошлом году надумали экранизировать. Строго говоря, детище SyFy вышло всего на полгода раньше хита телеканала FX. Но протянуть еще как минимум сезон явно может: ляпы ляпами, вторичность вторичностью, а почитать закрученный ужастик в зимний или весенний холод хоть и граничит с мазохизмом, но занятие вполне отвлекающее.