Гарри Босх (справа) каждый день заглядывает в глаза смерти. Кадр из сериала
Детектив Иероним «Гарри» Босх (Титус Уэлливер), преследуя подозреваемого в серии изнасилований, отделяется от напарника, загоняет мутную личность в темную подворотню и, заметив блеск пистолета, непреднамеренно убивает. От судебного разбирательства с вдовой вероятного насильника, коридорных пикировок с завистниками из лос-анджелесской полиции и перепалок с акулами пера его не спасает ни утомленный взгляд, ни статус местной легенды. Через два года после инцидента Босх по-прежнему посещает зал суда, а также оказывается вовлечен сразу в два расследования: собака доктора на пенсии обнаружила среди холмов детскую кость, которая приводит к захоронению 25-летней давности; параллельно патрульный, доверившись интуиции, останавливает фургон некоего Ренара Уэйтса (Джейсон Гедрик), где удивленные полицейские видят связанного мертвого мужчину, явно подвергавшегося сексуальному насилию. Уэйтс сначала строит из себя святую наивность, а потом начинает раскрывать одну за другой дьявольские карты, заодно приписывая себе чужие подвиги.
Редкие минуты покоя Босх (Титус Уэлливер) тратит на служебный роман с Джулией (Энни Вершинг). |
В это время полный тезка голландского мастера Северного Возрождения пытается наладить отношения с дочерью от первого брака Мэдди (Мэдисон Линтц), обращающейся к нему исключительно по имени, и заводит служебный роман с ретивой и скорой до необдуманных действий Джулией (Энни Вершинг) – неофитом полицейского дела, которая считает себя ровней маститому возлюбленному.
Закончив прошлый год на мажорной ноте благодаря сериалу «Моцарт в джунглях», в Amazon Studios не остановились на достигнутом. Десятисерийный детектив «Босх», также по примеру Netflix выпущенный сразу всем сезоном (так к зрителю попадает, например, «Карточный домик»), – это сплав трех романов Майкла Коннелли, посвященных Гарри Босху (биография детектива за 24 года разрослась до 17 книг). Для плодовитого американского писателя Коннелли, чьи произведения ранее экранизировали лишь дважды («Кровавая работа» с Иствудом и «Линкольн» для адвоката» с Макконахи), это еще и расширение телевизионного послужного списка, где до этого числились лишь сценарии двух серий «Уровня 9» и появление в роли самого себя на покерном вечере писателей в комедийном детективном сериале «Касл» (в компании с куда более успешным в плане экранизаций Деннисом Лихейном). Для Титуса Уэлливера, любимчика режиссера Бена Аффлека и актера с внушительной фильмографией, «Босх» стал полноценным и долгожданным бенефисом. Для поклонников криминального жанра – старомодной историей про аса с запутанной биографией, погружающегося все глубже в пучину калифорнийского ада, где изобретательных преступников всегда в достатке.
У Гарри Босха за плечами кампании в Персидском заливе и Афганистане, из особых примет – любовь к джазу, развалившийся брак (жена ушла к китайскому бизнесмену, завязала с полицейской работой и пересела за карточный стол), безрезультатная попытка бросить курить и уровень «лопух» в области взаимодействия со смартфонами и скайпом. Зато он хорошо стреляет, быстро думает и никогда не сдается. Дело Ренара Уэйтса, которое сперва кажется элементарным упражнением по формуле «поймал–доказал–посадил», перерастает в прогулку по самым печальным уголкам детства Босха, чья мать была доброй женщиной, но зарабатывала на жизнь проституцией, а закончила свои дни в мусорном баке, погибнув от руки какого-то маньяка. Побои и темные коридоры детского дома подтолкнули Гарри в сторону полицейской академии, а не в завихрения трущоб, откуда выполз американский психопат Уэйтс – тезка средневекового лиса Ренара, олицетворения хитрости и зеркальная версия протагониста, чье детство прошло по похожей схеме.
Обнаруженный скелет ребенка заставляет героев вспомнить прошлое. Кадры из сериала |
В рецептуре «Босха» старомодность и налет бульварщины занимают едва ли не ключевые места, настолько тут все кажется знакомым, настолько часто подобные приемы выходили из моды и снова возвращались в статусе отряхнувшегося от пыли ретро. Три года назад Том Круз в боевике «Джек Ричер» (по 9-му из почти 20 романов Ли Чайлда про Ричера) продемонстрировал, что старых солдат, как и старые сюжеты, не стоит списывать со счетов, а «Босх» про не черствеющих душой ветеранов, чуждых новым веяниям, своевременно напомнил. В первом сезоне настоящий калифорнийский ад лишь выглянул из тени, затаившись в темных зрачках убийцы, примешиваясь к грустному звучанию джаза, который непрестанно играет в квартире детектива.
При всех положительных качествах – крупно написанный главный герой, его богатая и медленно проясняющаяся биография, сюжетная плотность и прочая – «Босх» относится к тем уверенным середнякам, которых на топ-уровень вывел бы толковый менеджер с голливудским бэкграундом (хоть с золотой статуэткой за режиссерские заслуги, хоть без). Проза Коннелли просится в руки к условному Дэвиду Финчеру, который не только срежет все лишнее, но выкрутит лучшие находки на полную громкость, обживет не только солидное прибежище главного героя, но и весь его ареал, вместе с темными подворотнями и скучными офисами (все эти локации для режиссера максимально знакомы и привычны). Вдобавок фрагментами сериал Amazon – это смесь «Зодиака» и «Семи»: в хриплых репликах Ренара Уэйтса по телефону слышится тембр загадочного убийцы из ретродрамы 2007 года, а Иероним Босх с его подробной картой земных наслаждений мог бы разжечь в сценаристах не меньшую изобретательность, чем цитаты из «Божественной комедии» во времена первого сотрудничества Брэда Питта с Финчером. Впрочем, потенциал сериала дает надежду на второй сезон, где Гарри Босху могут достаться и более изощренные оппоненты, и более титулованная съемочная группа.