Циничного адвоката Сола Гудмана (Боб Оденкирк) волнует только платежеспособность клиента. Кадр из сериала
В Омахе, штат Небраска, в одной из кофеен сети Cinnabon трудится усталый усатый мужчина, жертвенно замирающий при виде любой потенциально криминальной личности.
Подальше от мексиканской границы, на северо-запад Штатов, нелегкая закинула Сола Гудмана (Боб Оденкирк), некогда успешного и жуликоватого адвоката из Альбукерке, штат Нью-Мексико, который сыграл немалую роль в метамфетаминовой одиссее Уолтера Уайта (Брайан Крэнстон). Теперь он коротает вечера за просмотром телевизора или кассеты с некогда популярной рекламой своей адвокатской конторы, продавливает кресло и грустит. Когда-то все было иначе (Уолтер Уайт был непростым, но прибыльным клиентом). А когда-то – до судьбоносной встречи – все было не то чтобы хорошо…
До того как диагноз «рак» превратил тишайшего учителя химии в короля синего мета по кличке Гейзенберг, Джимми МакГилл (Оденкирк) пытался свести концы с концами, не вылезал из суда, где брался за дела самые распоследние, ругался с брутальным работником парковки Майклом (Джонатан Бэнкс, чей утомленный взгляд многим памятен по сериалу «Во все тяжкие») и периодически наведывался к брату-адвокату Чаку МакГиллу (Майкл МакКин). Тот по причине редкой болезни «электромагнитная сверхчувствительность» временно покинул уютный кабинет в адвокатской конторе «Хэмлин, Хэмлин и МакГилл», к созданию которой причастен, но сохраняет надежду однажды вернуться в родные стены, где на нем еще не поставили крест и вообще ждут. У младшего брата Джимми с карьерой все печальнее, с терпением – совсем туго. Не удивительно, что плохие рабочие условия толкают его сначала на неровную тропинку аферизма, откуда рукой подать до близких контактов с местной мафией (еще один старый знакомый – Туко в исполнении Рэймонда Круса). Коготок увяз, и Джимми пропал.
Старт нового проекта телеканала AMC, последние почти 10 лет не знающего горя благодаря хитам «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы» и «Безумцы», собрал у экранов рекордную аудиторию в 6,9 млн человек. Первую серию снял собственной персоной создатель «Всех тяжких» Винс Гиллиган, для которого этот телесезон – настоящий парад премьер: уже в марте, почти сразу за «Солом», где он числится автором идеи, исполнительным продюсером и сценаристом одного эпизода, стартует процедурал «Баттл Крик», придуманный Гиллиганом сразу после закрытия «Секретных материалов» и до начала Breaking Bad.
Закрепится ли за сценаристом и шоу-раннером звание телевизионного царя Мидаса, судить рано, но у «Сола» уже запланирован второй сезон, а команда сериала, где по большей части знакомые все лица, внушает рейтинговый оптимизм. И даже обычно печальная судьба спин-оффов пока не заставляет небо затянуться тучами.
Начинаясь с черно-белого пролога, где Сол Гудман инкогнито скрывается от прошлого, «Лучше звоните Солу» прыгает в те времена, когда никакого Гудмана еще не было, а по Альбукерке ездил на желтом покоцанном автомобиле нерадивый адвокат Джимми МакГилл, которому снятся свидания с роскошными женщинами и не менее комфортабельная жизнь. В реальности он напоминает Лестера Найгарда (Мартин Фриман) из «Фарго» (плюс хорошо подвешенный язык, минус жена).
С «Солом» ситуация похожая – он своего рода младший брат «Во все тяжкие», старательно воспроизводящий его стилистику, сюжетные ходы и персонажей, но большой истории в его арсенале пока не наблюдается. Зловещая эволюция Уолтера Уайта, впрочем, тоже набирала обороты и превращала сериал в нечто совершенно иное, отнюдь не сразу же в первом сезоне, но есть ли такой трюк в загашнике у «Сола» – вопрос все-таки не праздный.
Классическая проблема спин-оффа – отдельного произведения, посвященного персонажу или сюжетной линии другого произведения, – в равнении на «оригинал», своего рода заигрывании со зрителем, который ждет от нового проекта чего-то знакомого. Следовать духу предка получается не у всех, придумать взамен проверенных трюков не менее удачные новые приемы вообще, кажется, ни у кого еще не получалось. У «Сола», из которого обещают рано или поздно сделать чуть ли не комедию, нет проблем с первым (узнаваемый стиль Breaking bad обезоруживает зрителя первым же черно-белым кадром), но ожидаемо туго с собственными находками. Зато сериал обнаруживает еще одно удивительное сходство – с «Небраской» Александра Пейна, черно-белой историей про пожилого мужчину, отправившегося в сопровождении сына за лотерейным выигрышем через места своей молодости. Там Боб Оденкирк, которому «Сол» сулит полноценный бенефис, играет успешного старшего сына, больше занятого карьерой, чем прихотями отца.
С какой стороны ни зайди, «Лучше звоните Солу» выглядит – прилежным (не то что сам Джимми МакГилл) и ловко снятым сериалом, но в плане истории не столько многообещающим, как хотелось бы.
Помнится, оператор «Во все тяжкие» Майкл Словис, снявший 50 эпизодов сериала, во многих интервью рассказывал о том, как здорово, что в детище Гиллигана визуальная сторона, придуманная почти как для большого кино, не затмевает сюжет – не менее впечатляющий. Вероятно, истории превращения МакГилла в Гудмана понадобится тоже как минимум сезон-другой – чтобы сменить зачуханную комнатушку на задворках восточного педикюрного салона с огуречной водой для клиентов на кабинет посолиднее, а заодно предстать во всей драматургической красе.