Фрэнк Саттер (Николас Пиннок) и Дэн Андерссен (Ричард Дормер) охраняют заснеженный Фортитьюд. Кадр из сериала
В заснеженном городишке Фортитьюд, что за полярным кругом, живут 713 человек, преимущественно британцы и норвежцы, а в округе обитают 3000 белых медведей (и это только зарегистрированных). Места здесь живописные и тихие, преступность на нуле, и губернатор Одегард (Софи Гробель из «Убийства») по мере сил хочет наладить туризм: запланировано строительство гостиницы для притока иностранцев, не страшащихся холода и хищников.
Амбициозным планам по возведению морозного Эдема может помешать доктор Чарли Стоддард (Кристофер Экклстон), глава научной группы, изучающей арктическую фауну, которому двое шахтеров хотят продать хорошо сохранившуюся тушу, предположительно – мамонта. У доктора глаза лезут на лоб при виде только гигантского зуба древнего животного, но за кошелек хвататься он не спешит – подобные находки положено безвозмездно передавать в научные лаборатории, а погрязших в долгах джентльменов такой расклад не устраивает. Сразу после неудачных переговоров город, мерно, но мирно гудевший в ожидании презентации отеля, вдруг лишается сна: Стоддарда находят мертвым в собственном доме, а полиция во главе с таинственным Дэном Андерссеном (Ричард Дормер) начинает поиски преступника. В первую очередь подозревают горе-бизнесменов, точнее – только Джейсона Доннелли (Аарон Маккастер), который с ученым немного повздорил, когда вел переговоры тет-а-тет.
Полицейский Дэн Андерссен (Ричард Дормер) берется за расследование убийства шокирующего весь город. |
Через несколько часов на выручку фортитьюдским коллегам из самого Лондона прилетает педантичный детектив Мортон (Стэнли Туччи), чему поспособствовал звонком престарелый фотограф Генри Тайсон (Майкл Гэмбон), который делает снимки белых медведей и считает дни до смерти от рака. В морозном воздухе начинает копиться напряжение.
Смерть Стоддарда не единственная проблема Фортитьюда. Неприятности возникают перед пресс-конференцией, где губернатор Одегард с отрепетированной интонацией рассказывает журналистам о магии этого первозданного места.
Ее муж попадает в медвежий капкан. Лиам, сын спасателя Фрэнка Саттера (Николас Пиннок), сначала забывается сном на несколько дней (подозревают даже чуму – трупы в местных землях не разлагаются, в организме сохраняются зараженные бактерии), а потом выходит через окно и зарабатывает обморожение, пока отец предается страсти с испанкой-официанткой Еленой (Вероника Эчеги).
Полярные ночи становятся все более гнетущими, местные жители, у которых оказывается в шкафу минимум по одному скелету, готовы поддаться отчаянию, а спокойный детектив Мортон, игнорируя противодействие шефа Андерссена, пытается разобраться, что же вообще происходит.
«Фортитьюд» – нордический детектив, снятый для британского канала Sky Atlantic, на первых порах казался заснеженной версией «Убийства» (датско-шведского или американского), но уже ко второй серии пошел по истинно английскому пути – в сторону «Броадчерча», переснятого в прошлом году для FOX под именем «Грейспойнт». Набор инструментов похожий: крохотный город на берегу моря, убийство, расследование, которое ведут две противоположности, всплывающие по ходу дела тайны всех местных жителей. Для них Фортитьюд с его географической изолированностью и близостью к тайнам природы, очевидно, был не просто возможностью полюбоваться северным сиянием или увидеть в бинокль смертоносного белого медведя, но – началом новой жизни. Эта жизнь не хуже обычной, а для уставших от ритма большого города, молниеносной строгости закона и вообще избытка комфорта – даже лучше. За полярным кругом досужий разговор о биологии («Здесь нельзя умереть») приобретает налет мистики, а обычная прогулка может привести к знакомству с далеким прошлым (останки мамонта и болезнь Лиама, вероятно, оттуда).
Дети первыми обнаружили останки огромного мамонта. Кадры из сериала |
Детективу Мортону причуды местных не близки, у него свои: он авторитетно рассуждает о возможном ритуальном убийстве (посредством картофелечистки), исполняет джазовые импровизации на стареньком пианино, на котором кто-то забыл ноты с произведением Ференца Листа, раздает визитки и немного жульничает. Вдобавок одна из помощниц шефа Андерссена резонно замечает, что уж больно быстро спец из Лондона примчался на место преступления, будто выехал сразу в момент убийства, когда и в Фортитьюде о нем не все знали. В общем, все, даже симпатичные, люди выглядят очень уж подозрительно. Неприятные и немногословные, как водится, – вдвойне.
Историю «Фортитьюда» придумал актер и сценарист Саймон Дональд, автор нескольких сериалов с большими актерами в заглавных ролях («Валландер» с Кеннетом Браной на Би-би-си, «Низкое зимнее солнце» с Марком Стронгом на AMC). Его новая работа тоже не обделена громкими актерскими именами (Стэнли Туччи вообще дебютировал на британском телевидении), да и команда режиссеров подобралась с хорошим послужным списком: Сэм Миллер работал на «Лютере», «Черных парусах» и «Тех, кто убивает», Ник Харран прошел школу «Доктора Кто» и снял юбилейный фильм «День Доктора», а также поставил третью и лучшую серию последнего сезона «Шерлока». На бумаге «Фортитьюд» выглядит главным хитом первого квартала 2015-го, на деле – еще не разогнался настолько, чтобы уложить на лопатки всех конкурентов (пары десятков активных персонажей, громких имен, красивых видов и запутанной истории может оказаться недостаточно). На днях рекордное количество зрителей привлек первый эпизод «Лучше звоните Солу» (спин-оффа «Во все тяжкие»). Как раз в феврале должны были стартовать съемки второго сезона «Фарго». Детище Дональда, рассказывающее то ли о человеческой природе, то ли о невозможности убежать от наказания (прогресса), на фоне этих событий несколько теряется. Но не сдается.