Лауреат Наталья Суркова – очень большая актриса. Фото автора
Ох уж этот «Белый слон». Церемония вручения премий кинокритиков, 18-я по счету. Как всегда, полная неразбериха с организацией. Никто тебе никаких пресс-релизов не присылает, сам мечешься в поисках аккредитации, телефоны Дома кино тотально заняты, секции кинокритиков – тем более. В итоге выясняется, что аккредитации нет как таковой, ну вроде – кто услышал краем уха, тот пришел, а так-то мы никого к себе не звали. О’кей, внутреннее мероприятие для себя, любимых, тогда откуда претензия на «мы как «Ника», только умнее»?
Режиссер Андрей Звягинцев из Лос-Анджелеса благодарит устроителей.
Кадр из видео |
Впрочем, грех мне жаловаться, на этом 18-м «Слоне» я познакомилась с любимой актрисой Натальей Сурковой, которая получила статуэтку за лучшую роль второго плана в фильме «Дурак». (Что-то кажется мне, у Сурковой в «Дураке» главная женская роль... Не говоря уже о том, что к актрисе уровня Мерил Стрип и Эммы Томпсон плохо применимо деление на первые и вторые планы.) Слежу за ней после фильма «Свои», где она работала в паре с Богданом Ступкой, и каждый раз поражаюсь: хоть эпизод, хоть что, – переигрывает всех. Каждый раз думаю: это ее лучшая роль. Только в очередной раз так подумала, посмотрев сериал о Распутине (Суркова сыграла супружницу героя), вышел «Дурак» – теперь думаю, что в «Дураке»... Наталья только что со съемок в Китае (пришла на церемонию в роскошном китайском халате; нет бы расспросить ее, что за картина, что за роль), в Москву прибыла буквально на несколько часов. Что не помешало ей оказаться самым дисциплинированным, а точнее, самым воспитанным из лауреатов: получив своего слоника, она не испарилась, как прочие, а досидела до конца мероприятия, уйдя из Дома кино одной из последних.
Для чего необходимо было определенное мужество. Такое впечатление, что критики год ждали «Белого слона», чтобы выговориться и себя показать (вручать награды выходили на сцену они, причем парами. В этот раз фенечка была – парами семейными). А говорить ведь они умеют, ну и заливались соловьями. Уж лучше бы бессловесные модельки, право слово.
Торжественная церемония – это прежде всего красиво, не так ли? А с «красиво» было совсем худо. Сцена украшена искусственными цветами, навевающими кладбищенские мотивы. Одеты и лауреаты, и устроители кто в лес, кто по дрова, а правильно так только двое – ведущая Светлана Ходченкова (вечернее платье цвета фуксии) и лауреат Роман Мадянов (бабочка, фрак; лучшая мужская роль второго плана в фильме «Левиафан»), которые на общем фоне выглядели престранно.
К концу церемонии в фойе «накрыли поляну», обтянутую лентой с навешенными на нее бумажками «ЛАУРЕАТЫ».
Фото автора |
«Левиафан» победил настолько тотально: главная женская роль (Елена Лядова внеслась в зал, влетела на сцену, вынеслась из зала), главная мужская роль (Алексей Серебряков по видео поблагодарил устроителей), лучший сценарий, лучшая режиссерская работа (Андрей Звягинцев по видео поблагодарил устроителей) и, наконец, лучший фильм года – что это уже смахивало на протестное голосование. Я-то считаю, что «Дурак» Юрия Быкова посильнее «Левиафана» будет, справилась у безусловного авторитета Даниила Дондурея - он тоже так думает. Как бы это выразиться, «Левиафан» – о горизонтальном, ситуационном зле, «Дурак» – о вертикальном, бытийном; в финале обе картины выходят на вечность. Герой Мадянова – сформировавшийся недочеловек нашего времени, который уверен в правоте своей вседозволенности. Чиновники в «Дураке» вполне себе отдают отчет, какие сковородки им уготованы в аду, они бы и рады подумать о народонаселении, но повязаны, завязаны и трагически несвободны. Положительный герой в «Левиафане» по большому счету слабак, в «Дураке» – современный Христос. «Левиафан», безусловно, хорошее, глубокое и настоящее кино (может, несколько умозрительное) со сценами, которые цепляют (дикая скороговорка оглашаемого судьей приговора, разрушение экскаваторным ковшом обжитой на наших глазах кухни, разъезд черных лимузинов от храма как от, прости Господи, какого-нибудь министерства). Режиссеру удалось передать грозную величественность природы: ни у кого и никогда не видела такого живого и страшного океана-стихии; в пандан грозно-величественной природе в конце фильма звучит грозно-величественная музыка. Алексей Серебряков показал себя конгениальным актером и заслуженно получил награду, что касается Елены Лядовой, не уверена: на мой взгляд, лучшая женская актерская работа в представленных лентах – Северии Янушаускайте в «Звезде» Анны Меликян. Что еще? Лучшим неигровым фильмом назван знаменитый «Срок» режиссеров Павла Костомарова, Александра Расторгуева и Алексея Пивоварова, лучшим дебютом – «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой.
...Ну вот, а больше никого заметного и не было. В большинстве случаев некому было и выходить на сцену за статуэтками: как твердил председатель премии Виктор Матизен, работают, заболели и т.д. Что-то все они не болели и не работали на недавнем «Золотом орле»... И уж совсем позоруха – лауреатам вручали грамотку со статуэткой БЕЗ ЦВЕТОВ. А как вам типа фуршет в фойе: два столика с нехитрым угощением, обтянутые ленточкой с надписью: «Для лауреатов»?..
Я не знаю, если лауреаты поголовно заняты, а хозяева столь обнищали, зачем нужна такая церемония и каким концом она торжественная?