Героиня Ани Чиповской не только снимается в кино, но и зажигает на комсомольской ниве.
Что-то с Первым каналом происходит – в его эфире выходит один российский сериал за другим, один за другим... Последний раз без почесухи и раздражения я смотрела там «Оттепель» Тодоровского, и было это ровно год назад. «Оттепель» прошла с бешеным успехом, поскольку помимо прочего режиссеру удалось передать дух времени/ощущение эпохи, а также свою к прошедшему подлинную любовь. В Интернете состоялась масса дискуссий по поводу возможного продолжения «Оттепели»; зритель хочет, Тодоровский уклончив: как продюсеру ему было бы интересно снять продолжение, а вот как режиссеру... Это два года жизни, а он уже работает над другим проектом.
Вячеслав Гришечкин (директор картины)
и Сергей Колтаков (режиссер) на натуре. |
В минувший понедельник Первый запускает новый восьмисерийный сериал под названием «Уходящая натура» – и я ахаю: никак продолжение уже сняли?.. Та же тематика – фильм о фильме или как снимали кино во времена оны (на сей раз – как снимали в 70-х. В «Оттепели» речь шла о 60-х годах). В «Оттепели» главными героями были опальный оператор с проблемами в органах и маститый режиссер с чертами Пырьева, в «Уходящей натуре» главный герой – маститый режиссер с чертами Пырьева и его друг, режиссер одной, но прозвучавшей на весь мир ленты, и тоже с проблемами в органах. В «Оттепели» снимают колхозную комедию – в «Уходящей натуре» снимают госзаказ-эпопею о колхозной деревне, там и там одно из главных действующих лиц – директор киностудии. В «Оттепели» главный герой меж двух огней: вынужден снимать в своем фильме и жену, и любовницу – и в «Уходящей натуре» герой вынужден снимать и жену, и любовницу! Более того, в обоих фильмах любовницу играет одна и та же актриса – Аня Чиповская!!!
И как это все понимать?.. Усмотрели успех «Оттепели» в тематике, которую и принялись эксплуатировать? (И по логике вещей, теперь нам ждать сериал про то, как снимали «деревенское» кино в 80-е.)
Реалии узнаваемы – особо удались типажи партийных функционеров, психушка для героя, собравшегося уезжать на Запад, прочие приметы времени вроде повсеместных коммунистических лозунгов и фонового радио- и телевещания («Враги нашей страны затевают... но наш народ даст достойный отпор» – как узнаваемо, не правда ли? Не прошло и 40 лет, как фон вернулся. И только ли фон?).
Говорят, Мария Шукшина героически выдержала
три дубля с коровой и даже надоила полведра молока. Кадры из фильма |
Главного героя, маститого режиссера Звонарева, убедительно играет Сергей Колтаков. Да и весь актерский состав – букет и наслаждение: Владимир Меньшов (директор киностудии), Алексей Петренко (писатель-депутат, автор «колхозного» сценария), Алена Бабенко (деревенская любовь Звонарева), Мария Шукшина (актриса, жена Звонарева), Игорь Скляр (бунтарь и режиссер одной картины), Владимир Вдовиченков, Олег Тактаров, Вячеслав Гришечкин...
И пожалуй, сериал этот можно бы назвать вполне себе симпатичным (уж гораздо симпатичнее, к примеру, фальшивого «Распутина»), если бы не существовало, условно говоря, оригинала: вторичность губит. Как ни крути, а щи пожиже вышли. Композиция от «Любэ» («Уходящая натура») – это не то что саундтрек Константина Меладзе («Оттепель»), кино от режиссера и сценариста Валерия Тодоровского – это не то что кино от режиссера Дмитрия Иосифова и сценариста Николая Лырчикова.
Помнится, в конце прошлого века гуляла фраза: «Альтист Данилов» Владимира Орлова – это «Мастер и Маргарита» для бедных». Похоже, «Уходящая натура» получилась «Оттепелью» для бедных.
...Очень бы хотелось увидеть реакцию Валерия Тодоровского на подобие своего успешного проекта.