«Женщина в золотом плаще» – модный журналист Вики (Хлоэ Севиньи). Кадр из сериала
Пилотная серия «Космополитов» Уита Стиллмана – сериала, который американский комедиограф снял по заказу компании Amazon в Париже, – длится всего полчаса, но вселяет большие надежды.
В бытописании нравов золотой молодежи Уит Стиллман продолжает литературные традиции Оскара Уайлда и даже в большей степени Ивлина Во. Денди у него всегда идеалисты, а социальные условности – только на пользу комедии нравов.
Выпускник Гарварда и наследник одной из самых уважаемых семей Америки (отец был одноклассником Кеннеди, а крестный – известным социологом, придумавшим термин WASP), Джон Уитни Стиллман проработал несколько лет в редакциях разных журналов, а потом уехал в Европу. Девять лет он прожил в Париже и к 38 годам снял свой первый полнометражный фильм «Золотая молодежь» (к оригинальному названию Metropolitan, очевидно, отсылает и заголовок сериала – «The Cosmopolitans»), после чего его сразу объявили чуть ли не новым Вуди Алленом. Героями фильма были подростки из очень узкого социального круга нетитулованной городской аристократии и высших слоев буржуазии. Как и обычные дети, они переживали первую любовь и первые неловкие попытки понять что-то о себе.
Только при этом носили смокинги и коктейльные платья и выражались (в 80-е годы ХХ века) как настоящие маленькие лорды и леди.
«Парижане» размышляют, как попасть
на хорошую вечеринку в городе на Сене. Кадр из сериала |
Балы и танцевальные вечера – важная часть кинематографа Стиллмана. Танец – это социальный ритуал, будь то парижская гингетта или нью-йоркский клуб «Студия 54». Даже в последнем его фильме «Девушки в беде» про трех отличниц, организовавших «Центр предотвращения самоубийств» в университетском кампусе, есть спонтанные танцы.
В рассчитанном на долгий прокат сериале «Космополиты» хорошие молодые люди живут в Париже и обыгрывают стереотипы об американцах, как это уже делали экспаты в фильме Стиллмана «Барселона». Ведь если ты говоришь по-английски хотя бы со смешным акцентом в столице утонченных манер и логоцентричной культуры, то это уже повод для снисходительной улыбки. Обри из Алабамы (Кэри Маклемор) страдает от того, что французский бойфренд уехал на несколько месяцев, сдал квартиру и выселил ее в малюсенькую комнату для прислуги. «Мы познакомились на Art Basel, я бросила своего бойфренда и сразу переехала к нему», – жалуется она в кафе случайному знакомому Джимми (Адам Броди), который тоже оказался американцем и, похоже, главным героем сериала. За его столиком два приятеля. Сандро (Адриано Джаннини) эксплуатирует образ итальянца в Париже, уверенного в себе шутника и ловеласа. А у Хола разбито сердце, потому что его в 64-й раз бросила роковая Клеманс (в первой серии мы ее так и не увидим). Джордан Рутни, который играет Хола, очень похож на Эдварда Клеменста – Тома Таусенда из «Золотой молодежи» и внешне, и по манере речи. Это дает повод подозревать в нем чувствительность и интеллект, хотя в первой серии он еще ни разу не заговорил о литературе. Хол томно грустит и выносит насмешки не только от Сандро, но и от «женщины в золотом плаще» – модного журналиста Вики (Хлоэ Севиньи). За 16 лет, прошедших со съемок фильма Стиллмана «Последние дни диско», ее героиня – тогда начинающий редактор нью-йоркского книжного издательства – подросла и сделала карьеру.
Большой кинематографический миф об американцах в Париже Стиллман разворачивает в сторону литературы и социологии. «Я хотел быть Фицджеральдом, – рассказывает он в интервью, – но у меня ничего не вышло». Туристический Париж, город набережных и кафе, Париж американской романтической комедии украшен у него вечеринками, окна которых освещают темные улицы, и проезжающими в такси пассажирами, что молча, со смешным выражением лица слушают грустную песню.