Появление Джона Сильвера (слева) путает планы пиратов во главе с капитаном Флинтом. Кадр из сериала
На торговом корабле суматоха, пираты берут судно на абордаж, и выживут, разумеется, лишь те, кто отречется от капитана, прошлой жизни и служения королеве. Переписать собственную биографию в подобном ключе не брезгует улыбчивый Джон Сильвер (белозубый австралиец Люк Арнольд), который еще не получил прозвище Долговязый Джон, не лишился ноги и, сказать по правде, полный профан в деле кока, которое обещает ему не просто шанс на выживание, а сносное место на «Морже» – легендарном судне капитана Флинта (британец Тоби Стивенс, которого на родине очень любят, а в мире пока не очень знают).
Что начинается с обмана, продолжается в том же духе: Сильвер врет и путает планы Флинта, тот пытается обвести вокруг пальца то ли команду, то ли назойливых конкурентов, то ли самого дьявола, да и остальные герои сериала не прочь сыграть с судьбой в кости.
За бортом 1715 год, пиратство переживает не лучшие времена, все цивилизованные страны готовятся прижать морских разбойников к ногтю, а жителей разбойного острова Нью-Провиденс вдобавок раздирают на части политические интриги капитанов и личные амбиции. Здесь женщины плетут заговоры и демонстрируют зубы не хуже мужчин, а чернокожие рабы порой оказываются неплохими стратегами. Впрочем, на горизонте уже виднеется торжество закона, который готов дать отставку романтической профессии пирата, как в «Железной хватке» братьев Коэн он поставил крест на ковбоях и свободном духе прерий.
«Черные паруса» фантазирует на тему событий, предшествовавших «Острову сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. Тут и Джон Сильвер, естественно, не такой, каким зрители его знали по роману и многочисленным экранизациям, и еще молодой Билли Бонс, и сам Флинт, о котором из книги не было известно ровным счетом почти ничего. Впрочем, нашлось место и для реально ходивших под парусом пиратов Чарльза Вейна (Зэк Макгроун), Джека Рэкхэма (Тоби Шмитц) и Энн Бонни (Клара Пэджет). В отличие от троицы с «Моржа», за которую создатели сериала отчасти обязаны Стивенсону, это трио плавает на «Рейнджере» – корабле, которым на самом деле командовал Вейн.
В таком формате, можно сказать, конкурируют вымысел и реальность, те, чьи подвиги каким-то образом дошли до наших дней, и те, чьи заслуги по большей части додуманы читательским воображением. Это новый пиратский миф, выстроенный с поправкой на «Игру престолов» (о сходстве с экранизацией популярного фэнтези-цикла Мартина не вспомнил только ленивый). Здесь нет диснеевского глянца «Пиратов Карибского моря», романтики наполняемых ветром парусов и куража при дележе добычи.
У главной троицы сериала существовали
реальные прототипы. Кадр из сериала |
Пираты – красочно разодетые оборванцы, которые охотно меняют звонкую монету на выпивку и куртизанок, что им вообще больше подходит по статусу, чем авантюрные приключения и бессмысленный риск.
Подготовка к взятию на абордаж для кого-то первый, а для кого-то и последний подобный опыт – одна из самых сильных сцен в сериале: никакого назойливого динамичного монтажа – клубы дыма, сошедшиеся в смертельной схватке люди, среди которых трудно отделить друга от врага, трясущаяся рука с пистолетом и легкое головокружение человека, который хотел бы вернуться на родную палубу без погребальной робы из парусины. «В этой жизни нет наследия и памятников», – мрачно замечает Гейтс (Марк Райан), бывший квотермастер Флинта.
В «Черных парусах» единственная романтика – романтика смерти, красота грязного и отчаянного быта, настоящее следование завету live fast, die young, объемность и острота человеческого характера в экстремальных ситуациях. По отношению к местному люду так и просится фраза «Вы звери, господа», но у каждого пирата под кожей не только инстинкты и пороки, а еще и свое представление о чести, братстве, справедливости. Капитанов выбирают открытым голосованием, те стараются держать в узде нрав подчиненных и делать все не только для своей, но и для командной выгоды. Множественные ситуации выбора направляют историю порой в не самом ожидаемом ключе: с каждым разом положение ключевых героев кажется все более шатким, а капитана Флинта все сильнее кренит то на светлую, то на темную сторону. Он персонаж героической судьбы, некогда образцовый офицер и вообще начитанный малый, которого то ли чей-то навет, то ли просто обида толкнули в объятия пиратства. В такой двойной жизни он обнаруживает сходство с Доном Дрейпером, а «Черные паруса» – с «Безумцами», в которых также приходит конец прекрасной эпохи, главный герой тщательно скрывает прошлое, а судьбы всех персонажей переплетены теснее, чем им бы хотелось.
Все началось с красочного взятия судна на абордаж, а потом затихло на несколько серий, увязнув в сложносочиненных интригах, чтобы во второй половине сезона подставить паруса ветру, и продемонстрировало сразу несколько водных сражений, а в финале оставило целый ворох вопросов, большая часть которых касается капитана Флинта и его дальнейшей судьбы, уже вряд ли героической. Как замечает хитроумная кокотка Макс (Джессика Паркер Кеннеди): «На песке ничто не прочно».