Кадр из официального трейлера сериала BBC
Уже начало последней серии «Шерлока» заставляет констатировать очевидное: дуэту Камбербэтч-Фриман очень не хватало третьего хорошего актера, харизматичного злодея и очень умного соперника, все качества которого сошлись в короле «желтой» прессы Чарльзе Августе Магнуссене. Эту роль исполнил Ларс Миккельсен, брат Мадса Миккельсена, который играет культового доктора Лектера в сериале «Ганнибал» и пользуется немалым спросом в Голливуде. Он оказался не менее хорош в роли почти инфернального злого гения.
Другая очевидная вещь про окончание третьего сезона: первыми двумя сериями Стивен Мофат и Марк Гатисс сервировали стол. Они расставили на скатерти подставки с салфетками, разложили приборы, вынесли легкие закуски - и только когда изголодавшийся зритель уже собрался перейти на какой-нибудь фаст-фуд-сериал, выкатили главное блюдо. Битва умов. Ошибки Шерлока Холмса, которого брат Майкрофт нередко обвиняет в глупости. Минутная близость со смертью. Угроза, касающаяся не только сыщика и его окружения, но и всей Англии. Неожиданный привет из прошлого (дважды). Наконец, задел на четвертый сезон, который обещает едва ли не большую интригу, чем воскрешение Шерлока Холмса. Последнюю серию Мофат и Гатисс потратили на то, чтобы разрядить многочисленные ружья, которые не стреляли несколько серий. Они даже частично вернулись к той интонации, к которой зритель привык после первых сезонов. Гэги, свадебные тосты, всамделишное валяние дурака - финальному эпизоду хватает юмора, но, наконец, появилось столь ожидаемое от «Шерлока» высокое напряжение. Первые два эпизода закономерно были брошены в топку, чтобы дуэль Холмса и Магнуссена происходила максимально эффектно. Сценаристы использовали тот же трюк, что убийца на свадьбе Ватсона, - зрителю стоило только ослабить ремень, чтобы столкнуться с тем, на что многие уже и не рассчитывали.
Серия «Его последний обет» напоминает этюд в желтых тонах. Власть «желтой» прессы, которая способна превратить одно лишь воспоминание в оружие против любого человека. Коридоры памяти, где мозг судорожно пытается найти отгадку или выход из сложившейся ситуации, рисуя сцены, напоминающие кадры из фильма «Начало». Желтоватый блеск в стакане с таким дорогим виски, что не предложишь даже лучшему сопернику. Еще желтый оттенок бросается в глаза на иллюстрациях француза Джулиса Давида к одному из изданий «Дон Кихота», - а Холмс и Ватсон давно превратились в дуэт доблестного идальго и его помощника Санчо Пансы. Над непонимающим взглядом доктора в сериале не посмеялся только очень ленивый злодей. Также изобилие белого в некоторых сценах наводит на мысль о гравюрах к «Дон Кихоту» Гюстава Доре. Шерлок Холмс борется не с ветряными мельницами, а, по меткому замечанию его брата, с драконами, которых хватает и в Лондоне, и в мире. Печать старомодности сохраняет даже самый современный вариант мастера дедуктивного метода.
В последней серии сыщик с Бейкер-стрит распутывает сразу два дела, а заодно проводит сеанс самоанализа, после которого становится окончательно ясно, что он не герой, а «многофункциональный социопат», наркоман и манипулятор. Если это вдруг не было понятно до сих пор, ведь последние несколько серий он старательно и с переменным успехом играл в человека. Впрочем, остальные люди его круга ничуть не лучше: доктор Ватсон подсознательно тянется к личностям с темным прошлым, временная пассия Холмса не прочь нажиться на продаже сенсаций таблоидам, Магнуссен настолько влюблен в собственные залежи компрометирующей информации на сильных мира сего, что переоценивает могущество аксиомы «кто владеет информацией, тот владеет ситуацией». Да и миссис Хадсон в каждым сезоне открывает новые факты из своей бурной молодости.
К этим большим и маленьким историям, проживающим на экране короткую или многосерийную жизнь, легко пристраститься, как к наркотику. И Холмс, и Ватсон не могут жить без запутанных дел и опасных приключений, пристрастившись к ним, как к морфию. Не может этого и зритель, только у него возможностей к действию меньше. Тут проявляется недюжинная ирония создателей: они делают из наркомана еще одного помощника главного героя, который неплохо владеет дедуктивным методом и мечтает занять место сыщика после его смерти. Кто бы не хотел? Наконец, разговор с Холмсом в исполнении Камбербэтча о драконах недвусмысленно отсылает к другой его роли - Смаугу, ужасной летающей рептилии из «Хоббита» Питера Джексона. Там, правда, на него охотиться «доктор Ватсон» - Мартин Фриман, играющий хоббита Бильбо.
«На поле выходят новые игроки», - говорит Холмс Ватсону под занавес серии и сезона. Это неизбежно. Только после «Шерлока» в мире стало на несколько великих сыщиков больше. Впрочем, многофункциональный социопат не планирует останавливаться на достигнутом. У него есть еще сезон-другой, чтобы продолжить борьбу с драконами этого мира, пока девушки танцуют одни.