Кадр из сериала "Шерлок" производства BBC
Одним из главных подарков Первого канала телезрителю в Новом году стал показ новых серий «Шерлока» лишь с пятиминутным отставанием от BBC. Два свежих эпизода уже позади, в конце каждой недели три дня подряд транслируются старые серии (на этой неделе в ход пойдет второй сезон), а на разогреве у долгожданной премьеры выступил «Аватар» Джеймса Кэмерона.
Третий сезон “Шерлока” был однозначным фаворитом всего телесезона. За плечами не только успех первых шести серий и растущее число поклонников, но и актерские достижения Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримена. За те неполные четыре года, что прошли с момента первой серии, исполнители двух ключевых ролей проявили свой талант в полнометражных фильмах, да и прошлые заслуги, наконец, привлекли большее внимание зрителей. Камбербэтч лихо примерил маску нескольких кинозлодеев («Стартрек: Возмездие» и дракон Смауг в «Хоббите»), Фриман вновь снялся у Эдгара Райта (исцеляющая комедия о кризисе среднего возраста «Армагеддец») и уже дважды предстал перед зрителями в роли Бильбо из трилогии Питера Джексона «Хоббит».
В действительности, «Шерлок» оказался не в лучшей форме, и причины тут почти футбольного характера. Эта параллель неизбежна, так как Великобритания, где родились Конан Дойль, великий сыщик, а потом и сериал BBC, страна с особым отношением к этому виду спорта. Первое отличие нового сезона от двух предыдущих не самое очевидное для сериала - смена режиссера. Место Пола МакГигана (постановщик четырех серий и «Счастливого числа Слевина») заняли Джереми Лавринг и Колм МакКарти. Перемены ощущаются с первых минут: полуторачасовая история о воскресшем Шерлоке Холмсе превращается в набор приколов, которые к месту и не очень высмеивают всех персонажей и ожидания поклонников сериала (сцена с намеком на гомосексуальные отношения Холмса и Мориарти - тонкая шпилька в адрес одной из популярных фанатских теорий). Вместе с этим создатели явно переборщили с ритмизацией визуального ряда - на экране все скачет, монтируется очень короткими фрагментами, но все это - много шума из ничего. Во второй серии градус капустника изрядно понизился, но любовь к излишней монтажной пестроте, увы, сохранилась. Видимо, с третьего сезона придется привыкнуть к этой рекламной навязчивости видеоряда.
Попытка сразить зрителя тем, что все теперь быстрее, выше, сильнее, частично оправдывает себя лишь со второго эпизода. Свадьба Ватсона, праздничный поток воспоминаний, вместивший в себя не только детективную историю, которую к концу серии Холмс блестяще раскрывает, но и множество тонких наблюдений об отношениях внутри новообразовавшегося треугольника - Холмса, Ватсона и Мэри, новоиспеченной миссис Ватсон. Лейтмотивом третьего сезона можно назвать именно эту сложную, порой поразительную смесь дружбы с взаимоуважением, которыми сыщик и его врачующий помощник всегда были крепко связаны. Ревность мужского товарищества порой доходит до абсурда, но детективную плодотворность такого тандема в свадебной речи отмечает даже холодный социопат Холмс.
Вторая причина, по которой, вероятно, «Шерлок» изменился, это занятость актеров и слегка пробуксовывающий сценарий. Трудно не заметить, что Камбербэтч играет уже другого Холмса - то неожиданно брутального героя, похожего на его персонажа в «Стартреке», то сентиментального тугодума. Резкие перепады в характере главного героя можно списать на поиски (и происки) сценаристов, которые в новом сезоне часто увлекаются игрой с персонажами, но, как и с Шелдоном Купером в «Теории большого взрыва», это больше разрушает бронебойную харизму Холмса, нежели добавляет ей новые слои. Тихий и менее яркий персонаж Фримена, как и Бильбо в «Хоббите», чаще остается в тени центрального персонажа, но в первой серии «Шерлока» его награждают несколькими сценами, щекочущими нервы, и чередой шуток про не идущие Ватсону усы. Во второй он вообще женится, что, в лучших традициях свадебных тостов, Холмс невольно сравнивает с убийством.
Во всех этих мелочах и больших переменах видится попытка сценаристов Марка Гатисса и Стивена Моффата на должном уровне выбраться из той непростой ситуации, в которую они загнали себя в конце второго сезона, заинтриговав зрителя вечным трюком - смертью Холмса. Для этого им пришлось похихикать, в чем-то сбивчиво оправдаться, раскрыть дело, обещающее нового главного злодея, сыграть свадьбу лучшего друга и напоить Шерлока Холмса. Ожидания были столь высоки, что любая первая серия «Шерлока» показалась бы провальной, и достичь заданной планки мог не великий сыщик, а разве что великий комбинатор. Гатисс и Моффат всего лишь не смогли совершить чудо. Они сильно сдали в первой серии, но почти вернулись на прежний уровень во второй. В команде произошли перестановки, но она по-прежнему готова бороться за чемпионство. Остается лишь один вопрос.
Как выжил Шерлок Холмс? В принципе, это уже не так важно. Главное - он вновь спешит раскрывать дела и разоблачать новых злодеев, сменщик Мориарти занял свое место в холодном свечении экрана, а теорий о том, как детективу в стильном пальто упасть с крыши и не разбиться, хватит, не то что на целый фильм, а на несколько сезонов еще одного сериала. Впрочем, холмсозаменителей в «Шерлоке» тоже язвительно высмеяли. Осталось узнать, в какой форме команда сериала закончит сезон и уйдет готовиться к четвертому, заключительному. Есть шанс, что мы видели лишь дурацкую клоунскую маску, за которой по-прежнему кроются хищные вещи века.