Проект Comedy Club, широко празднующий десятилетний юбилей, когда-то должен был принести на российские телеэкраны малоизведанное явление – стендап, юмористический жанр, популярный в Америке и во многих других странах. Юмористы шутят стоя (поэтому stand up), без бумажки, могут импровизировать, привирать, но стараются делиться наблюдениями и мыслями – настоящими. У телевидения, как водится, лозунг разошелся с действительностью – настоящему стендапу досталась незначительная доля всего шоу, а в ожидаемом жанре работали только Павел Воля, Александр Незлобин и Руслан Белый.
Шоу Stand Up, которое транслируют по каналу «ТНТ» с сентября, от заявленного жанра уже не отвертеться. В России стало больше людей, которые про стендап что-то да слышали, а также растет число тех, кто готов попробовать себя на сцене один на один с публикой. Ношу ведущего взвалил на себя Руслан Белый (остальные стендаперы Comedy Club заняты на других проектах), а юмористический костяк программы поначалу составили Дмитрий Романов, Слава Комиссаренко, Тимур Каргинов, Юля Ахмедова, Стас Старовойтов, а также присоединившиеся к ним Виктор Комаров и Александр Шаляпин. У каждого за плечами опыт выступлений в КВН, участие в различных проектах Comedy Club («Убойная лига» и ему подобные) или сольных стендап-выступлений. Не очень известные (или даже неизвестные) комики, выходящие к микрофону, - это, пожалуй, один из плюсов программы. Сам «комедийный клуб» давно страдает от того, что юмор скучнеет, а зрители смеются, потому что резидент вроде как шутит. Тут же – пятеро неизвестных юморят на профильные темы. Дмитрий Романова начал с историй о том, как трудно быть евреем. Тимур Каргинов дал новый ракурс истории «кавказец в Москве». Юля Ахмедова стала делиться проблемами незамужней женщины в возрасте тридцати лет. Стас Старовойтов старательно, будто бы даже в хронологическом порядке, высмеивал (пускай любя) семейную жизнь. Двухметровый белорус Слава Комиссаренко сразу не стал зацикливаться – пошутил и про земляков, и про клубы, и про отношения с девушками. К исходу четвертого месяца обладатели «прописанного» образа значительно сдали, а комики с широким профилем, наоборот, прибавляют с каждым выходом. Вовремя забросивший «еврейскую тему» Романов заговорил про соседей по купе и привычку хлопать севшему самолету (тут ценители Джорджа Карлина, который шутил ровно про те же ситуации, могут немного напрячься, но напрасно). Удачно влился в течение программы Виктор Комаров с шутками о быте москвичей и небрутальных мужчин.
Последний попал в Stand up через рубрику «Открытый микрофон», «куда может прийти любой желающий». Нюанс в том, что в показанных выпусках сюда пришли Виктор Комаров, у которого за плечами три года стендап-выступлений, и актер Александр Шаляпин – участник проекта Stand Up Comedy. На шоу позвали людей с опытом – в стендапе это заметно – и это хорошо. Но их выдают за неопытных комиков, чуть ли не дебютантов, что, конечно, странно и не нужно. Впрочем, Тимура Каргинова семь выпусков подряд Руслан Белый представлял как «первого черного стендап-комика», а Юля Ахмедова, соответственно, оказалась «первой женщиной в стендапе». Повторенные многократно, эти слова и шутками не стали, и правдой их назвать нельзя.
Некоторую путаницу объясняют высказывания посетителей передачи в заставке к Stand Up. Например, одна из зрительниц говорила о том, что стендап обязательно должен быть добрым. Если взглянуть на западный (да и российский) опыт, то страшнее язвы, чем стендап-комик, наоборот, не найдешь. Острый глаз подмечает все парадоксы, а не менее острый язык выносит их на всеобщее обозрение. Если же юмор избирательный, цензурированный, то это, конечно, вегетарианский стендап. В этом смысле шоу на «ТНТ» как раз из «отредактированных» (но не цензурированных). Каждый концерт смонтирован из нескольких выступлений, где зрители на переднем плане меняются (хотя в большинстве выпусков можно заметить одних и тех же гостей). Каждая шутка сопровождается обязательными аплодисментами, что иногда вызывает ощущение некоторой фальши и порой сбивает комиков, которым приходится ждать, пока шум оваций уляжется.
Повторы и автоматические впрыски самопиара не отменяют того, что с каждым выпуском Stand Up становится интереснее и лучше. Выступающие все дальше отходят от обыденных тем для шуток, вскрывают какие-то новые грани в повседневных ситуациях. Неизвестно, правда, насколько хватит задора – очень уж узкими кажутся рамки, заданные некоторыми комиками. В последних выпусках «Открытый микрофон» представил двух новых стендаперов (один из них – участник «братской» передачи Comedy Баттл), давно не появлялся Тимур Каргинов, а «семейные» шутки Стаса Старовойтова все реже стали попадать в цель. Чередование участников порой не усиливает, а ослабляет шоу: писать одинаково смешные монологи удается пока не всем стендаперам. Случается, что весь выпуск состоит из не самых лучших выступлений, но бывают и единичные неудачи.
Есть ощущение, что за несколько месяцев Stand Up достиг определенной планки, и она вновь оказалась ниже ожиданий, сформировавшихся после первых выпусков. Впрочем, зритель, со стендапом мало знакомый, доволен. Аудитория повзыскательнее критикует и имидж, и подачу некоторых стендаперов, но в целом к шоу тоже благосклонна. Если выкинуть из лощеного телевизионного продукта весь маркетинг, то эта программа еще может стать началом большой дружбы, которая обещала начаться десять лет назад.