Фото с сайта Первого канала (1tv.ru)
С приходом интернета власть телевидения пошатнулась. Медленно, но верно повторяется схема, по которой чарующий «ящик» сменил голосистое радио. В новых условиях телепроектам приходится быстрее и яростнее использовать свое главное оружие – мимикрию и самовоспроизводство. Адаптация старых форматов под веяния нового времени и нужды канала, а также превращение участников различных шоу звезд и телеведущих – давно работающая схема. В «Наедине со всеми» примером такого «вертикального лифта» послужил выпуск, в котором Юлия Меньшова разговаривала с Севарой Назархан – участницей проекта «Голос», которая прошла путь от певицы, «известной в узких кругах», до гостя на шоу Первого канала.
Передача «Наедине со всеми» похожа и на женскую версию «Познера», и на многие другие телешоу, куда приходят знаменитости, чтобы поделиться своими секретами и взглядами на жизнь. Конечно, это не дискутивный формат, но ведущая передачи Юлия Меньшова задает вопросы, спорит с гостями. Жесткая трехактная система, которая является каркасом передачи, со стороны может показаться легким течением беседы, которая заносит гостя в самые неожиданные уголки своего мировоззрения.
Встреча с Иваном Охлобыстиным прошла по этой хорошо отлаженной схеме. Артист вышел в центральный круг, напоминающий цирковую арену, раздались бурные аплодисменты, камера продемонстрировала, что зал традиционно заполнен женщинами всех возрастов, но, если приглядеться, можно было увидеть мужчин (и, кажется, даже мелькнуло лицо Сергея Шаргунова). Первое действие было посвящено богатой кинокарьере Охлобыстина, второе – православию, а третье – семье. В финале случилось возвращение к первому акту, чтобы передача завершилась на творческой ноте.
В рамках каждого действия Юлия Меньшова исполняла роль «простого зрителя» и задавала прекраснодушные вопросы: Не печально ли для артиста прославиться ролью в сериале, когда до этого было немало более интересных образов? Каково быть батюшкой в байкерских сапогах и при татуировках? Почему, наконец, Охлобыстин выбрал семью, а не творчество или служение церкви?
На эти вопросы актер и сценарист отвечал с легкой улыбкой. Мол, в вопросе веры главное не внешнее, а внутреннее, что в данном случае точка зрения Меньшовой - «дамская», видящая конфликт там, где, с его позиции, есть лишь данность. С этим Охлобыстин провозглашал искренность и честность перед людьми, говорил, что воспринимает окружающих как членов семьи. И тут же шутил: приди к нему свататься такой же молодой человек, каким был он двадцать лет назад, гнался бы за этим юношей с ружьем в темноте ночи.
Тут и пролегает грань между оратором и главой семейства, слугой церкви и обладателем татуировок. Как любящий отец Иван Охлобыстин не хочет ничего решать за кого-то из своих шестерых детей. Как любящий отец он не хочет, чтобы его старшая дочь была актрисой, пока не получит нормальное образование. Противоречивые высказывания, свойственные каждому человеку, вообще созвучны названию программы – «Наедине со всеми». Оксюморон в заголовке сказывается и на внутреннем содержании. Иван Охлобыстин признавался, что прост, что разность его внешнего и внутреннего облика можно объяснить логически, а Юлия Меньшова отказывалась верить и в первое, и во второе, и даже убеждала гостя, что не надо ничего объяснять – «есть же сердце».
Тут, возвращаясь к параллели с «Познером», все тоже выглядит очень стройно: вечерняя передача «для ума», дневная – «для сердца». Правда, в диалоге Охлобыстина и Меньшовой в определенный момент звучит фраза, что опасно русскому человеку что-то оценивать – начинается ужасное европейское брожение ума. Опасно, в общем, думать русскому человеку.