Новый сериал про Шерлока Холмса обсуждали задолго до премьеры на телеканале «Россия» и, вероятно, будут обсуждать его после. Претензии известны заранее. Зачем снимать новый продукт, если ничто (!) не сравнится с сериалом тридцатилетней давности, в котором эталонное исполнение Василия Ливанова признала даже английская королева? Зачем вообще трогать классический сюжет? Этот ограниченный круг вопросов возникает перед каждой новой реинкарнацией великого сыщика. Будь то обаятельный драчун (Роберт Дауни-младший), холодный и крайне современный, с грубым профилем сыщик (Бенедикт Камбербэтч) или наркоман в завязке (Джонни Ли Миллер).Объяснить, почему необязательно останавливаться после одной экранизации, - трудная задача.
Тридцать лет назад, когда Игорь Масленников снимал в Риге похождения лондонского сыщика, никого не смутило, что версий уже предостаточно. Сейчас многие равнодушны к тому, что Латвия изображала Англию, а снят сериал был на уровне обычного телевизионного продукта того времени: та же бледная операторская работа, местами неудачный монтаж и порой чересчур эмоциональная игра артистов. Держаться за того «Холмса», с блестящим актерским ансамблем, по крайней мере странно – дух времени веет там, где хочет, поэтому методы общения зрителей с произведением меняются каждые несколько лет. Это неизбежно. На смену твидовым костюмам и джентльменским манерам пришли грязные переулки, драки в рапиде и мобильные телефоны. Дело не в том, что новый зритель якобы стал хуже – через тридцать лет нынешние двадцатилетние будут авторитетно крутить усы и вспоминать сериалы своей молодости, когда «умели снимать». Просто пришло время озвучить страшное словосочетание «возможно, устарел». Мир все-таки очень изменился с тех пор.
«Шерлока Холмса» Андрея Кавуна очень легко критиковать. Лондон – холодный, будто во время чумы, все персонажи какие-то болезные, а навязчивый шотландский мотив хоть и напоминает саундтрек к дилогии Гая Ричи, но не так разнообразен и приятен для уха. Все понятно уже в тот момент, когда беспомощно озирающийся доктор Уотсон (теперь, кстати, его зовут именно так) вступает в невзрачный островок лошадиного навоза. Вскоре появляется и Холмс – с короткими волосами и легкой небритостью, ведущий себя как необаятельный и слегка сумасшедший ребенок. Казалось бы, самое время выключить телевизор и дождаться полуночи, когда по той же «России» раздастся знакомая мелодия и в титрах мелькнут фамилии «Ливанов» и «Соломин». Но тут Игорь Петренко, играющий великого сыщика, говорит между делом: «Не торопитесь делать выводы – логика может привести вас в тупик». Действительно, не торопитесь.
В багаже каждого зрителя есть фраза для банальной картины, которая не удивляет ровным счетом ничем. Мол, где оригинальность, где хоть что-то свое. Если верить первым отзывам, «Холмс» Кавуна – только не смейтесь – пал жертвой своей неизбитости. Это редкий случай, когда доктор Уотсон затмевает Холмса, а также использует свои боксерские навыки (причем иногда – против напарника). Доктор Андрея Панина кажется единственным нормальным человеком в безумном котле злодеяний и равнодушия, каким рисуется Лондон. Да, в этом городе все не только пили чай в пять часов и отвешивали друг другу поклоны. Холмс же – человек, по сути, питающийся отравляющими парами преступного мира, - впервые вылеплен таким, каким мы его не видели. В исполнении Петренко он напоминает версию Бенедикта Камбербэтча, но в обезжиренном варианте – не харизматичный, не стильный, не гениальный. Он периодически замирает, чуть задрав голову, в ожидании реплики собеседника. Он похож не на самовлюбленного сыщика, которому все равно, вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот, а на городского сумасшедшего, донимающего Скотланд Ярд своими советами. К тому же новый Холмс все время выглядит так, будто живет не на Бейкер-стрит 221Б, а на свалке прямо под окном дома по этому адресу. Нужно признать, что Холмс Петренко патологически необаятельный – говорящий со странными интонациями, машущий руками. Вдобавок пьет он, позволяя каплям противно стекать по губам.
Знакомство с повидавшим жизнь педантом Уотсоном усиливает контраст между легендарным сыщиком и нормальными людьми. Впрочем, большой вопрос, живут ли в этом Лондоне «нормальные люди»: у каждого за душой странность или даже крупный грешок. На это Холмс и открывает глаза новоявленному коллеге. Любопытно, как сильно отставному армейскому врачу не хочется верить в преступления, совершенные бывшими сослуживцами. Так же и зрителю трудно поверить, что гениальный сыщик - лечащийся от скуки морфием и ужасно играющий на скрипке социопат – вообще не самый приятный малый.
Даже легкой издевкой выглядят то, как доктор Уотсон обустраивается в своей комнатушке: он устало вешает в шкаф военную униформу, как ветеран в каком-нибудь советском фильме, сидит на кровати, смотрит по сторонам… С трубкой в зубах читает потрепанную книгу – идеальный стереотипный англичанин. Только вот шаблонные русские нам почему-то не очень нравятся. Даже в водевильной версии «Записок сумасшедшего» с Дэниэлом Рэдклиффом и Джоном Хэммом – задорной экранизации рассказов Булгакова с английским юмором и гротескными персонажами. Наше чувство юмора легко переваривает и превращает в крылатую фразу «Овсянка, сэр!», но «Well done, Pelageya» нам уже не по вкусу.
С этим Андрей Кавун будто бы и пытается бороться. Внешне похожий на советский сериал, новый «Холмс» тянется к чудесным открытиям, сделанным в мире Холмса Голливудом и BBC. Красивые драки под бодрую шотландскую музыку, спорные персонажи, переосмысление отношений между героями и динамический монтаж, который, кто бы что ни говорил, придумали не в Америке, а в России почти столетие назад. Но тут не хватило то ли идей, то ли навыков, то ли наглости. Любопытный замысел остается реализованным наполовину, а массовая драка снимается одним скучным кадром – сдержанная и динамичная настолько, насколько это возможно, когда один человек по очереди бьет четверых соперников. В этой позе, пожалуй, застывает большинство отечественных телевизионных проектов. Ориентируясь на нового зрителя, они недостаточно современны, так как не хотят потерять более взрослую аудиторию. Этого боятся продюсеры во всем мире, но если уж решаются, то идут до конца.
Пока же главная интрига «Шерлока Холмса» не в том, кого еще мы увидим в ролях знаменитых персонажей: так, непривычно смотрятся миссис Хадсон (Ингеборга Дапкунайте) и Ирен Адлер (Лянка Грыу). Почему-то с первых серий возникает ощущение, что в финале Джон умрет. Дело не в том, что это последняя роль Андрея Панина, наблюдать за которым интереснее прочих. Просто Уотсон никак не привыкнет к обычной жизни – в новом времени и вне военных действий. Как будто ему чего-то не хватает. Как рыбе на суше.