Гендиректор ТВ-3 Дарья Фиалко. Фото представлено пресс-службой канала
Два года назад медиахолдинг «ПрофМедиа» назначил генеральным директором телеканала ТВ-3 молодую и прекрасную Дарью Фиалко из Киева, которая «процювала» там генеральным продюсером крупных проектов («Народная звезда», «Женская логика», «Галилео», «Майданс»). А до того – программным директором телеканала «1+1». А до того – училась романо-германской филологии в университете и менеджменту в институте. На ТВ-3 Фиалко начинает свой второй сезон; за столь незначительный срок ей удалось увеличить долю канала почти вдвое. Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с Дарьей ФИАЛКО.
– Даша, все рвутся в Москву, почему вы не хотели переезжать сюда из Киева?
– Не хотела, но, переехав, не пожалела ни секунды. А некоторые мои знакомые, получавшие предложения из Москвы, остались на месте. В Украине телевизионный рынок тоже развивается, и развивается особенно интересно в смысле телевизионного производства. Но здесь, в Москве, это еще и бизнес, а на Украине скорее приятное профессиональное хобби: объемы рекламного рынка там в 10–12 раз меньше российского.
– Признаться, до прошлого года я не смотрела ТВ-3 — пролистывала, как прочие сто каналов. И вдруг появились какие-то художественные заставки, запоминающиеся межпрограммные ролики, интересные цветовые решения... Посмотрела шоу «Удиви меня!» – и действительно удивилась оригинальности формата и профессионализму его воплощения.
– Проект и вправду получился оригинальный, красивый и со своим лицом.
– Почему же перестали его делать?
– Средняя доля канала 3–3,5%, и «Удиви меня» собирал эти цифры, но из соображений рентабельности должен был их превышать, чего не случилось. Проект вызвал интерес среди молодых мужчин, а мы ориентируемся на женщин. Большое шоу с постановочными номерами, кастинги по всей стране – это был очень затратный проект. А сделать из него что-нибудь попроще, снизить планку – не хотелось. Пока его отставили, но не исключаю, что мы к нему вернемся.
– Получается, мне захотелось смотреть канал ТВ-3 именно с вашим появлением на нем. Вы пришли со своей командой?
– Я точно буду не оригинальна, если скажу, что своя команда — это очень много. Более того, убеждена, что в телевизоре невозможно работать без команды. Я привезла с собой главного продюсера, но все остальные ключевые позиции моей команды – это люди, которых я нашла уже в Москве.
– ТВ-3 всегда считался мистическим каналом. Но если в прошлом сезоне еще был слоган «Белая магия», то в этом – «Все грани реальности». Значит ли это, что вы отходите от специфики, так сказать?
– Это значит, что в прошлом сезоне мы хотели отойти от восприятия мистики как чего-то темного, мрачного, страшноватого, поэтому слоган был «Белая магия» (кстати, сработало). В этом сезоне мы себя позиционируем шире, чем мистический канал: «реальность плюс» – все непознанное, не укладывающееся в бытовую повседневность, нечто за гранью логики. То есть взгляд на жизнь чуть шире, чем обычный, отсюда и новый слоган «Все грани реальности». Обратите внимание – Первый канал объявил кастинг экстрасенсов, на ТВ Центре идет мистический детектив «Зоннентау», РЕН и вообще львиную долю эфира отдает мистике. А вот в Украине нет тренда на мистику – боятся и пробовать, там даже сериал «Обратная сторона Луны» провалился (как провалился и другой успешный в России формат «Каникулы в Мексике»).
–Там и здесь зритель разнится?
– В чем-то разнится, в чем-то пересекается... Чтобы проект был одинаково успешен и там, и здесь – такого нет. В Украине очень популярный жанр – реалити. Еще популярно все песенное-танцевальное, различные форматы талант-шоу, на чем доля собирается вплоть до 30–35%. Кстати, я насчитала в этом сезоне и на российских каналах больше 15 музыкальных шоу – караоке, семьи, танцы, конкурсы... Делала я в Украине шоу «Народная звезда» – все было вживую, по-честному и в прямом эфире. В паре пели звезда и народный талант: очень скоро стало понятно, насколько таланты с их голосищами, не испорченными эстрадой, мощнее звезд, и кто тут, собственно, настоящая звезда. У меня всегда возникает вопрос – что потом происходит с этими людьми? Те, кто проходит больше пяти эфиров, заболевают сценой, они становятся такими же поломанными, как все наши звезды, у них возникает зависимость от восторга публики – а дальше проект заканчивается, и они больше никому не нужны, отработанный материал. Цинично. Любой бизнес циничен, но, мне кажется, мы, телевизионщики, должны нести ответственность за людей, которые прошли по нашей милости такую трансформацию. Не бросать их, уж простите за пафос.
– Даша, чувствуется, что вы – девочка из хорошей семьи с заложенным в вас стержнем интеллигентности. И, судя по тому, что в медиабизнесе вы давно, ему не удалось вас испортить. Но, к делу – для меня хитом прошлого сезона стал «Человек-невидимка», а для вас?
– Для меня лично – тоже «Человек-невидимка», но если говорить о проектах, которые стали поворотными и знаковыми для ТВ-3, то это «Параллельный мир», с которого начался рост доли, и первые мистические новости «Х-версии». Собственно, как и так называемое скриптид-реалити «Охотники за привидениями», которое идет в эфире уже больше года и только растет в доле. Не могу сказать, что все проекты канала мне близки одинаково, – нет, конечно. Я вообще не телезритель – профессиональная деформация, наверное. Но могу сказать, что мы делаем свое дело с уважением к аудитории. Проводили недавно имиджевое исследование в разных городах России, я присутствовала на них: это страшно любопытно. Ведь у каждого телеменеджера свое представление о зрителе; очень интересно было слышать, что люди говорят о твоем канале, как трактуют то или другое, что смотрят, что не смотрят. Оказывается, они считывают все наши задумки, понимают про сезонность, про сетку вещания, вторые показы, оперируют терминами, знают даже, какими камерами мы снимаем. Продвинутые!
– В кастингах вы тоже участвуете?
– Конечно. Всегда участвую на стадии запуска проекта: концепция/ сценарий/ кастинг/ утверждение режиссера и структуры. Когда проект становится на рельсы – отпускаешь его, и дальше им уже занимается его команда.
– Иногда ТВ-3 упрекают в лженаучности. Можете возразить?
– Мы не научный канал, а развлекательный, если говорить по сути. Но та документалистика, например, которую мы представляем, – достойная, без лжи и мракобесия, и мне за нее ничуть не стыдно. Я ощущаю свою моральную ответственность в этом плане – к примеру, не хочу и не буду давать мистически-медицинские советы, типа идите с опухолью к колдуну, бабке или шаману (хотя подобный проект стал бы суперрейтинговым). Люди и сами склоняются к нетрадиционной медицине, однако это личный выбор каждого, и непозволительно педалировать подобные вещи с экрана. Думаю, у каждого топ-менеджера должны быть какие-то моральные ориентиры, не позволяющие переходить грань.
– Да уж хотелось бы, чтобы так было. Что новенького на ТВ-3 в этом сезоне?
– Наши основные жанры – это сериалы собственного производства, шоу и хорошее мировое кино по выходным. Снимается новый сезон «Человека-невидимки». Идет продолжение сериала «Пятая стража», чей первый сезон стал хитом, снял его известный режиссер Василий Пичул, а главную роль играет Кирилл Козаков. Ближе к концу года готовим премьеру сериала «13», сценарий которого написал автор «Глухаря» Илья Куликов. Там симпатичная история, действие происходит в редакции желтой газеты, посвященной всему непознанному и невероятному. В запуске проект «Громкие дела» – мы будем расследовать разные версии не до конца раскрытых резонансных дел, таких как экспедиция Бодрова, гибель «Локомотива», смерть Панина и т.д. Еще будет акция от «Х-версий» под названием «Миллион за НЛО» – с серьезным подходом, уфологами и коллегией экспертов: собираем свидетельства очевидцев по всей стране и миру. И наконец, все самые известные мировые кинофраншизы собраны в библиотеке ТВ-3: «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Звездные войны», «Бонд»ы... Параллельно с развитием собственного производства вкладываемся в закупки, это тоже часть текущей стратегии.
– Но ставите вы на собственное производство?
– Конечно. Только собственное производство создает собственное лицо канала.
– Мне странно, что эфир двух федеральных каналов под завязку забит отечественными сериалами, сделанными под клише, эдакими близнецами-братьями. И ведь у них есть рейтинги!
– В России прайм на всех каналах делают именно сериалы. Согласна, частенько они неотличимы друг от друга – видимо, такова производственная политика: типологический герой и построение отношений вокруг него. А вы бы хотели видеть только сериалы уровня «Ликвидации»? Такого уровня сериалов не может быть много. Это скорее кино. То же самое с передачами – к сожалению, невозможно создавать только инновационные проекты: в сутках 24 часа, сетку надо заполнять ежедневно. Инновационный креатив – на вес золота.