Новая жизнь у Оли, Веры, Оксаны, Нины и Нади уже началась. Фото автора
В солнечную Одессу нас, 20 журналистов из Москвы, привез телеканал «Перец». Любимый город встретил пронзительно синим небом, буйной растительностью всех оттенков зеленого и мягким (не знаю, как определить иначе) воздухом. А также россыпями алых маков по обочинам дорог, большим количеством разнообразных пернатых, пасторальными бабульками в окружении пасторальных же козлят... И, конечно, уникальными одесскими надписями (на будке на переезде: «Если у тебя нет женщины, значит, у кого-то их две», на билборде возле автозаправки: «Неужели ты думаешь, человек, суда Божьего избежать?..» Первое, что мы увидели, добравшись до места назначения и высыпав из автобуса, была табличка: «Осторожно! Добрая собака. Кусает злых». Нам пообещали, что в следующий приезд нас встретит табличка на двери: «Рай. Региональное представительство». А собак там, кстати, оказалось две – Нафиг и Пофиг).
Местом нашего пребывания стала не сама Одесса, а песчаная коса между Днестровским лиманом и Черным морем, поселок Затока, частный отель. С его верхней террасы видны обе стихии – слева спокойный лиман, справа, совсем близко, метрах в ста, бурное море, – но хозяину воды, видимо, показалось мало, и он добавил перед домом бассейн и нехилых размеров пруд. С высоко вымахавшим тростником, орущими лягушками и молчаливыми черепахами. Первые выступали по ночам (и особенно громко после того, как мы угощались в Одессе лягушачьими лапками – видно, прознали), вторые выползали погреться на солнышке днем на специально установленные для них плотики. Говорят, на плотики наведываются также ужи и загорают там в мирном тандеме с черепахами (благодарение Господу, сия картина миновала меня. Что угодно – крыса-мыша, шакал-гиена, но не извивающееся!). Жаль, не увидела ежиков и они входят в гостиничное хозяйство.
Хозяин всего этого эдема – одесская звезда и достопримечательность, автор книг, песен, клубов, передач, а в нашем случае и телеведущий – Анатолий Барбакару. В советские времена в подпольном игорном бизнесе ему не было равных, он слыл лучшим карточным шулером страны и даже как-то загремел на «двушечку». Быть экстравагантным в экстравагантной Одессе – вещь почти невозможная, но Барбакару это удается. Кто-то из коллег поинтересовался у него – мол, раз он все равно занимается социальными проектами и прочими общественно полезными делами, почему бы не пойти на выборы? «Я завязал с шулерством», – был ответ. И «Ни один жулик не придумает себе неприкосновенность». И «Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут». Барбакару сотрудничал два сезона с «Перцем»(реалити-шоу «Джентльмены на даче») в качестве ведущего, идеолога и куратора проекта. Записан третий сезон – на этот раз не с вышедшими из заключения мужиками, а с вышедшими из заключения молодыми женщинами, скоро шоу выйдет в эфир. За тем нас и привезли в этот загородный рай – познакомиться с героинями на месте действия (они прожили тут три месяца) и вместе с ними посмотреть первые две серии проекта.
|
Тост за Анатолия Барбакару.
Фото Алексея Кравцова |
Признаться, мы ждали вечера знакомства с героинями со странным чувством, в котором основное было – они переступили, они – другие. Не такие, как мы; внутри боролись любопытство и неприятие. Из пресс-релиза мы уже знали, что сроки героинь – от трех до одиннадцати лет, статьи – от распространения наркотиков до убийства. На ужине нам представили пятерых интересных барышень, каждая – индивидуальность, очень харизматичных, державшихся с чувством собственного достоинства (и одетых, промежду прочим, понаряднее, чем журналистки). Я с ходу поздравила руководителя канала «Перец» Дмитрия Троицкого с удачным кастингом. А ему не терпелось побыстрее показать нам серии: «Вы увидите, как разительно изменились девчонки». Еще он сказал, что не одно десятилетие занимаясь телевидением, со всей ответственностью заявляет – он не знает более сильного реалити-шоу, чем это. Оно просто перпендикулярно всем прочим, где максимум борются за денежный приз – здесь боролись за свою реабилитацию и новый жизненный старт, за радикальное изменение себя и своей дальнейшей судьбы. Что данное шоу – не просто зрелище, а благое социальное дело; по сути дела, вилла на берегу моря стала для участниц трехмесячным центром реабилитации.
И мы посмотрели эти серии. Рассказывается невеселая история каждой девушки (подача сочувствующая, посыл – понять и простить), показывается их приезд на проект, знакомство с педагогами, начало занятий, нервные срывы, неверие в себя... Оля, которая после выхода с зоны жила в машине, не спит по ночам, беспрестанно курит. Посреди занятий может встать и молча уйти далеко-далеко, и вид у нее при этом полубезумный...
Троицкий прав, какими девушки приехали на проект и какими они стали вследствие перевоспитания учением и красотой – разительная перемена. Да-да, классический «Пигмалион»: фитнес, танцы, верховая езда, хорошие манеры, культура речи, актерское мастерство, кулинария – и даже английский с педагогом-американцем. Девушек водили на шопинг, в музей, в Оперный театр, они выходили на подиум во время Odessa Fashion Day, ухаживали за стариками в доме престарелых и кормили грудничков в доме малютки (одна из них свалилась там с сердечным приступом). Чувствуется, что на проект была подобрана очень сильная команда психологов и прочих специалистов (у девушек была даже классная дама) плюс неусыпная забота самого Барбакару, который, как рассказали нам девчонки, имел обыкновение в конце дня появляться и разговаривать по душам с подопечными до поздней ночи.
Я, кстати, поинтересовалась – мужчина он интересный, спортивный, двухметроворостый и чудовищно при этом обаятельный, – может, кто положил глаз? Или он сам на кого-то положил глаз? «Не-а. Мы сначала даже обижались на него за это, а потом видим – он как квочка с распростертыми крыльями над нами, ну и все», – ответила мне Надя, которая с двумя ходками и явный лидер. Мгновенная реакция, юмор, фотогеничность – вот бы кому профессионально работать на экране, причем в прямом эфире. Господа продюсеры, как вам вроде бы понадобились лица из народа, – обратите внимание на нашу Надю, Света Курицына ей в подметки не годится!
Пообщаться близко со всеми девушками не удалось (на пятерых героинь набросились двадцать журналистов), но те, с кем удалось, заставили понять главное – они такие же, как мы. Более того, если отстраниться от ситуации и глянуть со стороны – они интереснее, и не только своим уникальным опытом. Журналисты лучше образованы, более интеллектуальны. Героини шоу – крепче, жизнерадостнее, интереснее. Они осознали свое прошлое, разобрались с истоками произошедшего с ними и выстроили свою жизненную линию, которой следуют железно. Красавица Вера (родители-алкоголики, бродяжничала с детских лет, убила в пьяном угаре сожителя) открыла ателье по пошиву одежды и выглядит всегда как на подиуме, уже помянутая Надя вкалывает на двух работах и счастлива в личной жизни, очаровательная Оксана, отсидевшая восемь лет за хранение наркотиков, учится на заочной журналистике и тоже работает, яркая индивидуальность – Оля (эта наняла бандитов, чтобы отобрали деньги у начальницы; бандиты перестарались) после проекта бросила свой город и перебралась жить в Одессу и, как и все, последовательно выстраивает свою новую жизнь. Почему так долго не ставили передачу в эфир, пытали организаторов журналисты, ведь с момента съемок прошел год? Долго монтировали материал, но и выжидали, как все обернется. Никто не сорвался и не загремел обратно на зону.
Большая редкость, когда телепроект не просто зрелищен – полезен социально. Данный проект показал – «перековка» возможна. Возможно не только вернуть оступившихся к нормальной жизни, но и улучшить их в человеческом плане. Скажу больше – поучиться бы УФСИН у «Перца» реабилитации контингента. Овчинка выделки безусловно стоит, но, с другой стороны, увы, понятно – уж больно недешевая эта выделка как в плане материальном, так и в организационном. Приходится признать, что эффект «Пигмалиона» пригоден для индивидуальных, а не массовых случаев. Тем более что «мать Тереза» «откинувшихся», Анатолий Барбакару, такой один и на всех бывших зэков его не хватит.