Владимир Бортко: "Денег под кино сейчас найти практически невозможно".
Фото ИТАР-ТАСС
Кинорежиссер, сценарист и продюсер Владимир Бортко по заказу телеканала «Россия» готовится снимать новый фильм по книге бывшего резидента внешней разведки Михаила Любимова «И ад следовал за ним». О своем новом проекте, о том, был ли профессор Преображенский либералом, а также о том, почему сейчас не время снимать фильмы о Сталине Владимир БОРТКО рассказал обозревателю «НГ» Вере ЦВЕТКОВОЙ.
– Владимир Владимирович, вы всегда экранизировали классику - Булгакова, Достоевского, Гоголя. Почему решили снять роман современника Михаила Любимова?
– Когда-то я и другого современника хотел экранизировать – роман «Это я, Эдичка!» Эдуарда Лимонова, вещь сильную и недооцененную. Снимать надо было в Нью-Йорке, что сложно, затратно – не случилось. «Ад...» написан в самом конце 80-х со всеми прибамбасами того времени. В сценарии действие я перенес в наше время. Разведчики находятся на острие идеологической борьбы, их орудия – шпионаж, воровство, обман, притворство, это условия игры. Одно дело заниматься всем этим ради высокой цели – Юдифь для Олоферна предательница, для еврейского народа – героиня. Для фашистов наши диверсанты – негодяи, для нас – защитники родины. Если ты делаешь что-то эдакое для народа и за идею – это оправданно. А если идеи нет? Или возникают сомнения по поводу того, что ты делаешь? Роман написан весело и легко, залихватски даже, но меня привлекло не это. Мне интересен момент, когда человек начинает понимать: тут что-то не то и не так. Как ему себя вести? У меня такое впечатление, что автор-герой извиняется за то, что делает. Алекс относится к себе и своей миссии с иронией – так он пытается защититься. В итоге «рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал».
– Автор очень лестно отзывается о сценарии, который вы написали по его роману.
– Он в силу своей профессии стал дипломатом. Роман... Не знаю, что из этого выйдет и выйдет ли вообще что-нибудь. Думаете, раз сценарий написан по заказу канала «Россия», считай, дело решено? Подождите, еще ничего не решено! Сценарий вернули с большим количеством замечаний. До того я собирался снять «Сталина», не получилось, и я понимаю, почему. Сейчас не время. Однако неизвестно, что будет через три года. А, может быть, завтра скажут – срочно делай 20 серий. Демонстрация подобного фильма – вещь серьезная. Это как переформатировать мозги нации – что может последовать, я не знаю, поэтому не имею претензий к людям, которые хотели это сделать, но потом немножечко передумали.
У меня нет никаких обид к ответственным людям с «России», это мои друзья, я с ними работаю 10 лет, и все мои большие победы – «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба» – связаны именно с ними.
– Да уж, фильм «Сталин» – это очень смелый замах!
– Это самая оболганная личность в ХХ веке. Я два года читал архивы – в массмедиа все вывернуто наизнанку. Знаете, почему его помнят? Сталин олицетворяет эпоху в истории человечества, когда вектор власти был повернут в другую сторону, когда впервые стало – человек человеку не волк. Получилось, не получилось – дело десятое. Сравните социальные завоевания тогда и сейчас. Что касается закрытости государства... Сталин как-то спросил дочь, что она читает – рассказываю сцену из сценария: «Рассказ Хемингуэя «Там, где чисто и светло». – «Хороший писатель, я даже думаю – лучше, чем Павленко». Она спрашивает, почему не закупать французское белье, ну не нравилось ей трико с начесом. «Если мы это сделаем, ткачихи Иванова останутся без работы, не родят детей – не будет нового поколения. Поэтому носи то, что они делают». Мы в 1991-м наломали дров, надо возвращаться назад.
– В истории бывают возвраты?
– А как же! Во Франции император был после Робеспьера. Русский народ не может существовать вне организации, его скрепляла социалистическая идея, сейчас он дезорганизован, растерян, не знает, что делать – как же политикой не заниматься, душа болит. У коммунистов позитивная идея – строить социализм, а у несистемной оппозиции что, рубить сук?.. Нельзя разрушать государство, какое бы оно ни было.
– Недавно вы были героем программы «Поединок» вместе с Владимиром Жириновским. Ну и оппонент вам достался!
– Меня позвали представить мою фракцию (Владимир Бортко стал депутатом Думы последнего созыва от фракции коммунистов, в чью партию вступил в 2007 году. – «НГ-антракт»), я защищал ее интересы, отстаивал свои идеи, и, если это удалось, стало быть, я ненапрасно приехал из другого города на эфир. Это моя работа. Уверяю вас, персона, о которой вы говорите, в отсутствии камер ведет себя иначе и по коридорам Думы с воплями не бегает: данный политик выбрал для себя определенный имидж и следует ему. Ох уж эти либералы – хотят, чтобы мир был устроен, как они того желают!
– Ну, этого, положим, хотят все – и консерваторы, и коммунисты, и националисты, и либералы. Скажите, а профессор Преображенский из «Собачьего сердца» – либерал?
– Н-нет... Нет, нет, нет! Подождите, сформулирую, первый раз задают такой вопрос... Он не либерал, он прагматик. Он не учитывает разного рода эмоциональные и идеологические наслоения, для него все выглядит так: оперировать должен я, хлев должны чистить мне, а петь не надо, это ведет к разрухе. Булгаков очень не любил советскую власть, терпеть ее не мог, его неприятие происходящего – сторонний взгляд из окна. Почему Мастер заслужил лишь покой? Такие, как он, страдали, но не делали ничего, чтобы изменить человека. Булгаков – хороший писатель, но не Достоевский, Шекспир или Сервантес.
– Жить на два города, заниматься двумя профессиями – отдаю вам должное. Однако не хотелось бы, чтобы большие куски от творчества отламывались в пользу политики.
– А в творчестве я занимаюсь только политическими прокламациями, во всем своем творчестве от начала и до конца! Что такое «Собачье сердце»? Что такое «Мастер и Маргарита»? Девушки считают «Мастера...» мистической книгой про любовь. Так вот мне захотелось доказать, что это далеко не так, как представляют себе девушки, а совсем по-другому. Профессия режиссера предполагает вопрос: «Почему?» – почему писатель написал эту книгу, почему такой сюжет, а не другой. Почему Воланд подался в Москву? Почему не в Париж? Не в Харьков? Почему он здесь у нас появился? Потому, что здесь появился новый человек. Есть Воланд, который знает, что дважды два четыре. Вдруг приходят к нему и говорят: ваше величество, на Земле появилось место, где не каждый день дважды два четыре, а столько, сколько надо. Любовь – не любовь, а явление социальное. Свобода – не свобода, а осознанная необходимость. И вообще там делают нового человека. Воланд отправился посмотреть на это на все и решил, что люди остались прежними, только их испортил квартирный вопрос. Половина книги снята. Вторая половина – кто такой Мастер? О каком историческом моменте написана книга? Маргарита едет в Александровский сад на троллейбусе, которые появились в 34-м году. Впереди 37-й год, понятно, да? Мастеру 40 лет, значит, в 17-м году он был взрослым человеком – на чьей стороне он, как и автор, воевал? На той, правда? Что будет с ним в 37-м? Поэтому он так переживает, читая про себя пасквили; статья в «Правде» тогда была равна приговору.
– Вернемся в настоящее. В кино сейчас все упирается в деньги?
– Денег под кино найти практически невозможно. Все наше кино государственное на 100%, я вас уверяю. Я не хочу брать деньги от государства или кого-либо еще – хочу их зарабатывать. Я хочу взять заем в банке, снять кино, отдать банку долг и, потирая руки, отправиться куда-нибудь на Мальдивы, обдумывать дальнейшие творческие планы. Так делается во всем мире, но у нас это невозможно, ибо в банке дают деньги под 15% – уже бред. Но и найди я добрый беспроцентный банк – не смогу заем вернуть, ибо узнать, сколько ты фильмом заработал, невозможно, это закрытая информация – скорее узнаешь про ракеты. Мало того, еще и НДС не платят. А в кинотеатрах показывают 80% американского кино – то есть мы с вами дотируем Голливуд. Я надеялся в Думе решить этот вопрос – чтобы были вменяемый банковский процент и открытая информация о заработанном, – но понят не был.
– А кому удобнее то низкопробное телевидение, которое мы имеем?
– Да будет вам известно, что самые главные люди в нашей стране – это руководители телеканалов. Что приносит быстрые и большие деньги? Опускание планки, секс и насилие. Все понимают, что такой контент оглупляет и деморализует, но! За то, что телевидение делает рейтинг власти, ему позволяется зарабатывать большие деньги на дряни. Прямо куда бедному крестьянину податься – телевидение зомбирует в одну сторону, Интернет – в другую... Одно могу сказать телевизионщикам – вы, ребята, воспитываете своих могильщиков и страшных людей.