Валерий Усков на съемочной площадке фильма "Дело следователя Никитина".
Фото предоставлено пресс-службой компании "Стори Фильм"
Режиссер Валерий Иванович УСКОВ – полвека на съемочной площадке и накануне своего 80- летия. Он по-прежнему энергичен, бодр и полон желаний, и по-прежнему друзья и близкие называют его не иначе, как, Лерик. Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с корифеем советского и российского кино.
– Валерий Иванович, зритель знает вас с соавтором и братом Владимиром Краснопольским как основоположников жанра киноэпопеи («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Ермак»), однако последнее время вы снимаете сериалы.
– Я бы все-таки назвал это телевизионными фильмами-сериалами. Среднестатистический сериал снимается в невозможно короткие сроки, без подготовительного и репетиционного периодов, и не несет ничего, кроме поверхностности и пустоты. Идея многосерийного фильма нас привлекла когда-то потому, что он позволяет проследить процесс формирования личности героя, докопаться до истоков его подвига или предательства. Сейчас приступают к съемке сериала с совсем другими соображениями... Кстати, перефраз Аркадия Инина «Мы говорим: Краснопольский, подразумеваем Усков, мы говорим: Усков, подразумеваем Краснопольский» уже не совсем справедлив – последние годы мы с братом снимаем раздельно. Большие уже мальчики, несолидно вдвоем толкаться у камеры – сериал о Мессинге снимал Краснопольский, «На солнечной стороне улицы» – я, но по-прежнему в титрах ставим обе свои фамилии. Само собой, по-прежнему тесно дружим. Он сейчас по заказу Первого канала снимает семейную сагу в Киеве, у меня вот только что закончился показ нового сериала на «России» под названием «Дело следователя Никитина», это детектив о борьбе между НКВД и прокуратурой, действие происходит в 1935–1936 годах. И тогда дела предпочитали закрывать, если в них были замешаны политика и властные силовые структуры (дела, кстати, не выдуманные – в фильме использованы газетные вырезки тех лет и воспоминания очевидцев). Интрига развивается на фоне исторических реалий – начала стахановского движения, открытия московского метро, разрешения наряжать елку, публикации «Золотого ключика».
– Вам комфортно сегодня работается в профессии?
– Когда, как в этот раз, не надо искать денег на кино (снимал по заказу ВГТРК) – да, комфортно. Тебе присылают сценарий, и если он нравится – можно сразу приступать к подготовительному периоду. Сценарий «Дела...», по правде сказать, был сыроват – общими усилиями с актерами подправили и улучшили. Сами производители, компания «Стори Фильм», – выше всяких похвал. Ни разу не переживал, что нет того или другого, все, что нужно было для съемки, всегда ждало нас на съемочной площадке. Повторяю, мне очень повезло с производителями – меня окружали порядочные, образованные и подготовленные люди, у которых помимо профессионализма есть такт и умение разговаривать с творческими людьми. Это редкость в наше время.
– Сперва эпопеи, потом мелодрамы, вот только что детектив... А правда, что вы мечтаете снять мюзикл?
– Мечтаю! Больше того – у меня на руках сценарий мюзикла про шоу-бизнес. И я уже получил согласие Сергея Маковецкого, который может делать все и в любом жанре, что, если сценарий окажется хорошим, он сыграет главную роль – продюсера. Если нет, я и его не стану подставлять, и сам снимать не буду.
– Вам еще не хочется покоя? Неужели не утомляют смены по 12 часов в ваши неполные 80?
– Хоть по 20, это меня не смущает, энергии хватает. Рабочий день в кино может быть сколько угодно часов, я так работаю, и вся группа так работает. Кино – оно беспощадно. Еще во ВГИКе нам говорили сперва Герасимов, потом Пырьев – режиссеры не болеют, режиссеры умирают. Вон прошлой зимой у меня обнаружили онкологию в начальной стадии – и что? Ездил на химиотерапию и облучение в первой половине дня, во второй – снимал. И ничего, вылечился и снял. Так что вперед, к мюзиклу! Тем более что тема меня трогает. Сейчас все – режиссеры и продюсеры, раньше это была штучная профессия, сейчас деньги достал – уже продюсер. Кроме денег, ничего больше не знают и знать не хотят, очень плохо подготовлены, но вмешиваются во все, командуют, какую актрису снять и как перемонтировать фильм. Пырьева на них нет!
– А что, Пырьев был крут?
– Видели бы вы, как он создавал Союз кинематографистов! Характер сильный, боевой, голос – окна дребезжали. Когда работал на «Мосфильме», замордовал всю студию, директору говорил: «Я сяду на ваше место» – так оно потом и вышло. Когда ему звонили из Политбюро, он не говорил: «Будет сделано», он говорил: «Соберем мастеров, посоветуемся и, если сочтем нужным, сделаем». Бывало, собирались старики – Райзман, Юткевич, Рошаль – и со своими палками и клюками шли в ЦК разбираться. Пырьев снял очень хорошую картину «Братья Карамазовы», но он снял и «Кубанские казаки», за что его теперь честят лакировщиком. Я об этом все время думаю – о правде и неправде в искусстве. Это был 49-й год, когда вышли «Кубанские казаки», я учился в 9-м классе, видел голод, сам по канавам собирал крапиву на суп. Люди с такой надеждой ждали окончания войны, война кончилась – стало еще хуже. Жили очень бедно, недоедали, ходили мрачные, много было самоубийств от отчаяния. В тот исторический момент народу нужны были просветление, надежда, радость. Я помню, как после сеанса «Кубанских казаков» люди уходили ободренные, с улыбками, с надеждой, что, раз где-то уже живут так славно, может, и у них со временем наладится. Я думаю, этот фильм сократил количество самоубийств в стране. Тот же Пырьев стал инициатором съемок правдивого «Председателя», он и снимался в его объединении. Но это потом, когда люди окрепли.
– Тогда считалось, что кино должно возвышать человека, делать его сильнее. Сейчас не так?
– Многое сейчас не так. Мы любили свою страну, ставили ее превыше всего, мы были – наша страна. Сейчас патриотизм – последнее прибежище негодяев. Целые поколения вышли из ночных клубов – стали взрослыми, позанимали высокие должности, а мышление осталось на уровне клуба. Знаете, я везунчик, у которого все сложилось наилучшим образом: у меня любимая работа, любимая, любящая и даже идеальная жена, всю жизнь меня окружают преимущественно хорошие люди – меня актеры, и те ни разу не подводили! – и если я чем-то все-таки угнетен, то это нынешней духовной пустотой в обществе.