"Травиата" с зеркалами» в Италии, репетиционный момент.
Фото с сайта www.topzine.cz
Второй сезон на канале «Культура» в субботний прайм-тайм выходит ток-шоу «Смотрим... Обсуждаем» с Владимиром Хотиненко. Формат отчасти напоминает «Закрытый показ» – с той разницей, что показывают здесь знаменитые зарубежные документальные фильмы и обсуждаются не столько они, сколько затронутые в них проблемы. Отбираемые для показа в «Смотрим… Обсуждаем» ленты априори высокого уровня, такого же, как те, что идут на канале «24 ДОК».
Неудивительно, что и «24 ДОК», и «Культура» стали информационными спонсорами документальной программы XXXIV Московского кинофестиваля, конкурсная программа которого открылась фильмом Якуба Гейны «Театр Свободы». Это режиссерский дебют одного из лучших монтажеров Чехии, необычность которого в том, что герой фильма приходится режиссеру родным дедом. Судя по всему, Гейна задался целью воссоздать объемный портрет личности близкого человека, который еще при жизни стал легендой нации. Свобода – фамилия всемирно известного театрального художника и сценографа. В эпоху коммунистического режима Йозеф Свобода ухитрялся работать в лучших театрах мира, где творил чудеса сценографии и светописи. В его постановках не было обычных декораций – были трансформирующиеся пространства и потрясающая работа со светом. Инженер не в меньшей степени, чем сценограф, он колдовал в своем кабинете, похожем одновременно на лабораторию и слесарную мастерскую, с лампами и светом. Все это есть в фильме – старое видео, семейная хроника, кадры уникальной «Травиаты», прозванной «Травиатой» с зеркалами» – когда на пустой сцене поднимается громадное зеркало, отражающее на полу нарисованный занавес и сидящих в зале зрителей...
Фильм начинается с того, что Якуб Гейна отправляется в пражский театр, где выпрашивает из галереи великих медный бюст своего деда и отправляется с ним «в люди». Он посещает по одному друзей и коллег Свободы, первым делом сразу после приветствия выставляя этот бюст и сдергивая с него тряпку. Реакция самая разная – кто-то рассуждает на тему похож – не похож, кто-то теряет дар речи, многолетняя подруга ужасается до слез, и все пускаются в воспоминания и оценки творческих и личных качеств Свободы. Ухоженного вида интеллигент (титр скромно сообщает: «Драматург Вацлав Гавел») в мягкой манере рассказывает чудную историю: Свобода делал сценографию одной из его пьес, в какой-то момент они поняли, что вышло что-то не то: «У нас не получилось, а ламп уже закуплено на 25 тысяч – что делать?» И Гавел с приятелями разработали целую операцию – уселись в баре демонстративно пить пиво, откуда потихоньку смылись в театр, где перебили все эти лампы, и как ни в чем не бывало вернулись к пиву. Полиция хулиганов не нашла.
Грандиозность и неоднозначность личности Свободы передать удалось. Гейна даже посетил Институт тоталитаризма и выяснил, что тот был агентом органов под кличкой Оливье и написал 250 донесений, ни одно из которых никому не принесло вреда. Надо полагать, 750 постановок во всем мире перевешивают вынужденные игры с государством, но... Фильм идет 98 минут – это очень много для документалистики: он хорош, но затянут. Внука можно понять, режиссера и монтажера по первой профессии – нет.
Поскольку дело происходило не в студии «Смотрим... Обсуждаем», а в кинотеатре «Октябрь», вместо обсуждения фильма случился фуршет по его поводу, а также по поводу участия в МКФ канала «Культура». Народ плавно перетек из кинозала в Indabar, в том числе председатель жюри конкурса документального кино Павел Павликовский и член жюри Джон Альперт. Поляк Павликовский известен своими лирическими и ироническими лентами, а также интересом к России и превосходным знанием русского языка. Его фильм «Москва–Петушки» получил премию «Эмми», множество международных наград получила и его картина «Путешествия Достоевского», героем которой стал единственный потомок Достоевского, водитель трамвая в Санкт-Петербурге. Американец Альперт удостаивался престижной «Эмми» целых 15 раз, он один из немногих американцев, кому удалось снимать Фиделя Кастро и Саддама Хусейна. На МКФ он выделялся из толпы тем, что разгуливал с соколиным пером, воткнутым в бейсболку.
Когда все приглашенные наконец собрались, руководитель «Культуры» Сергей Шумаков произнес небольшую речь о своей любви к документальному кино, а также о том, что для «Культуры» документальное кино является абсолютно приоритетным явлением, поскольку это реальная точка соприкосновения человеческих судеб. Больше речей не было, однако народ с таким пылом бросился общаться, что не сразу вспомнил про выпить-поесть. На фуршете присутствовали как лица канала (Александр Архангельский, Игорь Волгин, Кирилл Разлогов, Владислав Флярковский, Владимир Хотиненко), так и известные режиссеры-документалисты (Сергей Мирошниченко, Андрей Грязев, Екатерина Еременко, Борис Караджаев, Ефим Резников, Виталий Манский, Якуб Гейна, Ниша Пахуджа, Владимир Эйснер).